?

Log in

Предыдущий пост | Следующий пост

leksandra


Начинает сказка сказываться.

Стадия первая — сам себе ТЗ. Тут будет много текста.

Первое, что нужно решить при проектировании нового шрифта — где он будет применяться и кому он будет нужен. Ну и сразу же — какие шрифты такого типа уже существуют и чем они вас не устраивают.


Естественно, для этого надо иметь некоторое представление о существующих типах и возможных характеристиках шрифтов. Многие, конечно, испугаются слова «классификация», но в некотором роде это именно она — только в самой практической своей ипостаси.
В этом практическом смысле речь идёт скорее даже не о разделении всех шрифтов на группы с минимальным остатком, а о выделении из массы существующих (желательно хороших) шрифтов некоторых типов, для большего пафоса можно сказать — архетипов. Ну, например, все знают, что такое современная голландская антиква (или думают, что знают), что такое дин-подобный шрифт и т.п. Если копать глубже, уже и специфичнее, то, например, можно говорить об «искусственно неправильной» антикве (типа Priori или Mokka), или об открытом, но слегка механизированном гротеске (Square Sans или Klavika или Klint или Dobra), или о псевдокаллиграфическом-псевдоостроконечном довольно контрастном шрифте с кучей альтернативных знаков (Affair или Cider Script или Buffet Script), и так далее и тому подобное.
И в общем-то при выборе и постановке задачи совершенно не зазорно поанализировать на примере того же myfonts.com, veer.com или fontshop.com, какого типа шрифты сейчас пользуются популярностью, востребованы или даже [делает большие глаза] являются модными и свежими.
Вообще говоря, когда затеваешь какой-то новый шрифт — стоит как минимум узнать, как его можно описать, в какую группу отнести и т.д. и т.п. Потому что если задуманный шрифт не вписывается ни в одну группу и вы не можете найти ничего похожего (или хорошего похожего) — то вполне вероятно, что вы собираетесь породить монстра. Он вам точно нужен? ;)
И не надо стесняться того, что «такое уже есть». Если вы рисуете не под копирку, а самостоятельно, то шрифт будет обладать достаточной индивидуальностью. И отвечать именно тем задачам, которые вы перед ним ставить, что тоже ценно.
Распространённая болезнь наших начинающих шрифтовых дизайнеров может быть описана двумя словами — «неактуальные шрифты». То есть и идея может быть логичной, и сил вложено немало — а на выходе шрифт, глядя на который сам автор долго чешет в затылке и измысливает, куда бы его пристроить.
Нам — тем, кто пользуется кириллицей — одновременно и проще, и сложнее определить себе задачу. Проще в том отношении, что работы поле непаханое, и можно легко сделать шрифт, который будет «первым кириллическим чем-нибудь там». Сложнее в том отношении, что латиницу соответствующего типа мы легко можем изучить на примере десятка подходящих шрифтов, а над кириллицей придётся думать ;) Но об этом все и так знают.

Так что от теоретических конструкций перехожу собственно к практике. То есть к тому, зачем же в прошлом посте на тему реалити-шоу фотографии «трёх незнакомых нерусских мужиков» (определение совершенно очаровательное, не удержалась).
Как совершенно справедливо в итоге отгадали, на фотографиях изображены Жан-Франсуа Поршез, самый известный, популярный (и вообще замечательный) во Франции шрифтовой дизайнер, Дино дос Сантос — то же самое для Португалии, и Ханнес фон Дёрен — сравнительно молодой, но очень успешный шрифтовой дизайнер из Германии.
Дальше, к сожалению (то есть на тему того, что за шрифт я затеяла), отгадки не продвинулись, так что придётся рассказывать самой.

Итак, если пытаться определить, к какому «архетипу» он будет относиться, то это (барабанная дробь) геометрический гротеск с человеческим лицом и с финтифлюшками.
Почему так?

Ну, во-первых, геометрия. Геометрию любят все! Геометрию любят заказчики, архитекторы, графические дизайнеры и графические дизайнеры-студенты (они особенно). И многие другие!
(Под геометрией конкретно сейчас я имею в виду «классический» геометрический шрифт, который выглядит как составленный из отрезков прямых и кусков окружностей, а не шрифты типа Родченко)

Во-вторых, «с человеческим лицом». Геометрические шрифты с кириллицей уже есть, и давно (не будем показывать пальцем). Но если обобщать, то ни одним из них (я имею в виду тиражные) нельзя полноценно набрать длинный текст, особенно если хотеть, чтобы он выглядел достаточно современно.
(Да, да, как человек, которому пришлось как-то набрать целую главу книги Футурой, заявляю — это страшное извращение!)

В-третьих, финтифлюшки. Под ними я имею в виду альтернативные варианты знаков и даже, не побоюсь этого слова, росчерки.
(Не каждый наш дизайнер сразу поверит, что росчерки в геометрическом гротеске будут выглядеть естественно, ну так на то нам и нужны незнакомые нерусские мужики!)

Итак. Ориентиры на этот случай.
«С человеческом лицом»

Конечно же, это Brandon Grotesque! Очень популярный и очень симпатичный, совсем чуть-чуть, для аромата, старомодный, но вполне современно сделанный. Единственное, что меня в нём не устраивает — слишком большая разница в росте между прописными и строчными буквами, ну так в своём шрифте что захочу, то и сделаю.

«Финтифлюшки» — первый пример

AW Conqueror Sans Жана-Франсуа Поршеза, разработанный как часть комплекта шрифтов для бумажной компании. (На сайте, кстати, можно заказать себе визитки, напечатанные этими шрифтами на этой бумаге и даже скачать в некоммерческих целях сами шрифты)
Набор знаков не особенно большой, да и шрифт не совсем геометрический, но по духу это как раз то, что нужно.

«Финтифлюшки» — второй пример

Estilo Pro Дино дос Сантоса. Тоже чуть старомодный рисунок знаков, но совершенно нечеловеческий состав и количество альтернатив! Есть даже лигатуры (о необходимости которых я ещё подумаю), но нет строчных: на их месте стоит капитель. Что, естественно, наводит на мысли о капители.

Ну вот.
Как видно, ни один из этих шрифтов не устраивает меня полностью, хотя у них у всех есть симпатичные черты. А значит, надо закрыть окна браузера с картинками, чётко поставить себе задачу и нарисовать свой шрифт, естественно, похожий на все прототипы сразу (как говорил ещё Фредерик Гауди, эти старики украли все наши лучшие идеи), но, естественно, не повторяющий ни один из них.

Итак, собственно ТЗ.
1. Тип шрифта: геометрический гротеск
2. Область применения: строчные адаптированы для набора сплошного текста, прописные и капитель — для «кудрявого» заголовочного набора в рекламе и журналах разной степени гламурности
3. Знаковый состав по типографическим возможностям: строчные знаки с минимумом альтернатив, капитель максимально простого рисунка, с минимумом альтернатив, прописные знаки с максимумом альтернатив и росчерками, маюскульные и минускульные цифры (пропорциональные). Пока так, дальше посмотрим.
4. Знаковый состав по языкам: кириллица в объёме стандартной кодировки, западная и центральноевропейская латиница.
5. Состав по начертаниям: от Hairline до [условно] Extrabold, как получится.

И картинка — первый эскиз.



Теперь надо всё это осмыслить логически, смотрите в следующей серии!

Комментарии

( 34 комментария — Оставить комментарий )
4thfebruary
1 дек, 2010 17:21 (UTC)
Хорошее начало
molaruso
1 дек, 2010 18:01 (UTC)
АААААх
Вот что ты мне предлагала тогда делать)
Круто!
leksandra
1 дек, 2010 22:10 (UTC)
Не, я тебе что-то другое хотела предложить, антикву, по-моему.
Когда уже шрифт покажешь?)
molaruso
1 дек, 2010 22:17 (UTC)
Неее, я точно помню, что когда мы стояли на Китай-Городе Васю ждали ты мне как раз предложила сделать геометрический с человеческим лицом)

Надеюсь, что на днях, у меня тут небольшой ступор, но каждый день работаю над ним. Много смотрю разного и пытаюсь анализировать, да клею на стену варианты букв)
zahar
1 дек, 2010 19:14 (UTC)
интерееесно! :)
leksandra
1 дек, 2010 22:11 (UTC)
как будто ты этого всего не знал!
quillcraft
1 дек, 2010 19:29 (UTC)
На самом интересном месте... 8)
leksandra
1 дек, 2010 22:11 (UTC)
Я и так замучилась столько писать, думала, все будут возмущаться, что много букв)
quillcraft
2 дек, 2010 11:10 (UTC)
Не, нормально, картинок много по сети раскидано, а вот описания процесса, мыслей вслух -- как раз не хватает. 8)
(Удалённый комментарий)
chatsky
9 дек, 2010 01:55 (UTC)
,)
[делает большие глаза]
vladlug
1 дек, 2010 19:46 (UTC)
упс
мне такой нужен! ;)
leksandra
1 дек, 2010 22:11 (UTC)
мне тоже нужен ;)
frek_ki
1 дек, 2010 20:36 (UTC)
Очень не хватало такого в кириллице!
leksandra
1 дек, 2010 22:12 (UTC)
ну вот, буду исправлять упущение)
kirill_sun_lion
1 дек, 2010 20:52 (UTC)
интересно
low_life_man
1 дек, 2010 20:53 (UTC)
Саш, а что это за непонятные крючки на первом листе эскиза?
А вообще очень вдохновительно. С нетерпением жду продолжения.
leksandra
1 дек, 2010 22:15 (UTC)
Это заготовки для росчерков — чтобы не рисовать все варианты знаков, я нарисовала примерно варианты того, что к ним можно приставить.
Видишь, на поршезовской картинке тоже такие есть.
Надеюсь, что продолжения придётся не сверхдолго ждать, но, поскольку это не единственное сейчас моё занятие, могут быть перерывы)
low_life_man
2 дек, 2010 07:02 (UTC)
ой, точно! вообще очень вкусно написано, читать одно удовольствие.
zukuya
1 дек, 2010 21:14 (UTC)
Гмм, типа прописные с классическими пропорциями и более однородные строчные?.. Прописные и строчные не обязаны подчиняться одним и тем же принципам установления пропорций, но мне слегка кажется, что для таких прописных строчные должны быть слегонца уже (грустновато, мне кажется, будет выглядеть «В», например, с довольно широкой «и»; а ну дак альтернейты...)
:)) хорошее начинание, в общем. С почином!
leksandra
1 дек, 2010 22:16 (UTC)
Я думаю, на базовых местах будут стоять более однородные прописные, но это как раз тема для следующей серии.
А вообще это нормально, когда прописные более разноширинные, чем строчные.
kagarov
1 дек, 2010 21:40 (UTC)
Красиво по духу. Напомнило книжную полку с художественными альбомами (я про буквы)
leksandra
1 дек, 2010 22:16 (UTC)
Ну посмотрим, что получится :)
perko_kaluga
2 дек, 2010 00:24 (UTC)
Отличное начало! С нетерпением ждем продолжения.
leksandra
2 дек, 2010 13:05 (UTC)
ждём, это точно)
dmytrorastvor
3 дек, 2010 19:46 (UTC)
С почином!
ЭТОГО Конкверора не видел.
Точнее, он пробегал в жж, но я как-то я не допер что к чему.
Теперь присмотрелся. (Фигасе! Так там их целая куча!). Классно.
Да прикольно с финтифлюшками придумано.
--
Ну, по моему скромному мнению, прототипы хорошие.
Ждем Второй серии...
leksandra
3 дек, 2010 21:52 (UTC)
Re: С почином!
Спасибо)
(без темы) - geengreen - 6 дек, 2010 11:33 (UTC) - Развернуть
nikita_zhi
6 дек, 2010 16:47 (UTC)
Спасибо! Интересно и полезно!
appoogle
9 дек, 2010 10:28 (UTC)
Спасибо что взялись это все объяснять простым и доступным языком, цены вам нету!
( 34 комментария — Оставить комментарий )

Метки

Календарь

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Tiffany Chow