?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

leksandra



Сейчас в очередной раз начнётся самое интересное :)

Но сначала я хотела бы по следам комментариев к прошлой серии сказать пару слов в защиту разных финтифлюшек.

Вот люди пишут: зачем делать эти излишества (большой знаковый состав, большое количество начертаний), которые нужны не больше чем десяти человекам, когда в то же время можно было сделать ещё один шрифт? Я, если честно, в этом вижу такой подтекст: аааа, шрифтов мало, шрифтов не хватает, а вы, горе-шрифтовики, фигнёй тут страдаете!
Шрифтов мало, да. Особенно по сравнению с количеством шрифтов с латиницей и без кириллицы.
Только вот активно используется — сравнительно небольшая часть. Большинство свежих тиражных шрифтов можно охарактеризовать гребенщиковской фразой «я ушёл от закона, но так и не дошёл до любви» — в мелком тексте по «текстовости» до любимых и используемых всеми Свифта и Чартера они не дотягивают, а в крупном (реально крупном) выглядят излишне дубовыми, неконтрастными и разряженными.
Мелкокегельных шрифтов — почти нет.
Крупнокегельных шрифтов (именно тиражных, арт-директора крупных журналов могут многое себе позволить, но это и останется в рамках издания) — почти нет.
Шрифтов, сильно развитых по начертаниям и позволяющих за счёт этого более-менее тонко регулировать насыщенность и ёмкость набора — много ли можно назвать? А, между прочим, Мириад и Гелиос все так любят «потому что много начертаний»...
А шрифтов, опять-таки тиражных, в которых есть ещё какие-то дополнительные типографические возможности (помимо капители и минускульных цифр, хотя их, кстати, тоже довольно мало) — сколько в кириллическом пространстве? Каллиграфических, например, шрифтов, в которых не механическое по одному глифу на знак, а контекстно-зависимые варианты, много ли? А некаллиграфических?
Я каждый день хожу по шрифтовым сайтам (некириллическим, главным образом) и пытаюсь отслеживать тенденции, и вот что мне кажется: нашу шрифтовую культуру надо развивать не только вширь (в смысле увеличения количества шрифтов), но и вглубь, в сторону увеличения возможностей шрифта. А пользователей надо приучать к тому, что в шрифте может быть не только два алфавита и один комплект цифр в начертаниях нормальном-курсивном-полужирном, и использоваться он может не только в диапазоне от 12-го до 36-го кегля.
Типографические возможности надо популяризировать, как мне кажется.
Даже если эти возможности выражаются в том числе в финтифлюшках.


Ну так вот, к самому интересному.
Самое интересное: по аккаунтам тех, кто предзаказал шрифт, разложена бета-версия первого начертания!
И её можно (и нужно) оттуда скачивать и тестировать, потому что пока ещё мы можем вносить в шрифт изменения.
Сразу предупреждаю: кернинга в этом начертании ещё нет (кернинг в процессе, про него будет отдельная серия), и ОТ-фичи написаны ещё не все. Но для начала надо выяснить, насколько удобны и понятны имеющиеся, а для этого и нужна ваша, дорогие читатели, бета-тестерская помощь.


Примеры и картинки работы шрифта я собирала в ИнДизайне, если кто-то сможет показать, как всё это работает (и что из этого работает) в других приложениях — будет здорово.
Инструкция по применению, соответственно, тоже приводится для ИнД.
В некоторых (очень немногих) случаях замены знаков работают не совсем так, как на картинке, не пугайтесь — это идёт отладка...

Итак, начинаем.
Во-первых, в шрифте работает очевидное — минускульные цифры





и капитель, которая вызывается как через меню OpenType, так и с помощью кнопки Small Caps (с помощью кнопки капитель делается из строчных букв, с помощью меню — из любых).





Подстановка альтернативных знаков происходит с помощью вызова стилистических сетов:



Пока их работает девять, но будет больше.
Разные сеты включают разное количество знаков и могут свободно комбинироваться между собой.
Можно выделить два глобальных сета для прописных знаков и капители, два локальных сета для них же и несколько сетов, меняющих один-два знака в строчном наборе (чтобы можно было включить именно те формы и в тех сочетаниях, которые нужны, а не всё разом).

Если двигаться по порядку, то первые два стилистических сета и есть глобальные.
Предположим, что базовый комплект знаков выглядит вот так (собственно, именно так он и выглядит):



Стилистический сет 1 заставляет прописные, капительные и некоторые другие знаки выглядеть более витиевато и старомодно:



Стилистический сет 2 ближе к ар деко и советским табличкам:



Следующие два сета действуют на начальные (третий) и концевые формы некоторых знаков, поэтому в примере буквы отбиты друг от друга пробелами.



Стилистический сет 3 меняет формы треугольных букв на начальные,



а стилистический сет 4 — на конечные.



Оставшиеся пять сетов касаются формы строчных знаков.



Стилистический сет 5 заменяет формы k, ж, к, я на более мягкие и может комбинироваться, например, с сетом 1, применённым к прописным знакам.



Стилистический сет 6 заменяет двухчастную форму буквы а на одночастную (круглую),



а стилистический сет 7 делает то же самое с буквой g, поэтому довольно логично использовать их вместе (хотя я теоретически могу представить ситуацию, в которой вместе они как раз не очень нужны).



Стилистический сет 8 заменяет латинскую l с крючком снизу на «просто палочку» и, в принципе, тоже неплохо сочетается с предыдущими двумя (а все они — со стилистическим сетом 2 в прописных).



И стилистический сет 9 нужен для тех, кому зачем-то понадобятся треугольные Л и л.



Треугольные Д я делать всё-таки не стала...

А теперь — завитушки!
Пока что запрограммирован только самый скромный вариант, предположительно в готовой версии шрифта будут ещё два более кудрявых варианта.
Как несложно догадаться, завитушки вызываются с помощью фичи Swash в меню OpenType.



Поскольку они могут срабатывать по-разному, когда буква находится в начале, конце или середине слова, я набрала все буквы по три раза через пробел, чтобы просмотреть все возможные случаи.



В базовом комплекте знаков своши должны работать вот так:



При включенном стилистическом сете 1 вот так:



При включенном стилистическом сете 2 вот так:



При включенном стилистическом сете 3 вот так:



И при включенном стилистическом сете 4 вот так:



Все те знаки, которые не вызываются (или пока не вызываются) с помощью меню OpenType, доступны с палитры Glyphs.

А вот теперь жду замечаний и наблюдений...

Комментарии

( 45 комментариев — Оставить комментарий )
ex_surganov
9 июн, 2011 11:32 (UTC)
Очень круто всё, прям глаза разбегаются. Цирцея оказалось хорошей заменой Conqueror Sans, мне в нём геометричности не хватает.
henyk
9 июн, 2011 11:51 (UTC)
А зря вы не сделали треугольные Д
quillcraft
9 июн, 2011 12:05 (UTC)
Вроде есть во втором сете.
(без темы) - igor_evgr - 9 июн, 2011 12:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - leksandra - 9 июн, 2011 12:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dmytrorastvor - 9 июн, 2011 12:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - henyk - 9 июн, 2011 13:00 (UTC) - Развернуть
quillcraft
9 июн, 2011 12:12 (UTC)
О, надо будет попробовать!
dmytrorastvor
9 июн, 2011 12:48 (UTC)
Всё хорошо
Нужен незамыленный взгляд?
ок, некоторые мои мысли.

"А.ss01" не такая уж старомодная.
Весь ss01 - ну такой себе 18-й век, а А.ss01 - баухаус.
То есть, на мой взгляд, выпадает (я б туды ее не пёр).
Как вариант - сделать для нее отдельный сет. (вместе с круглой Y ?)
(Треугольную "л" ты ж закинула в ss09).
Да, кстати (henyk +1), а чё там (ss09) нет "д" ?

ss.06, ss.07 - школьные формы.
Не знаю, нужно ли их разделять на два сета.
Кстати, в школьных еще и "у" часто кругленькая.

Ты строчные не очень альтернейтила?
И так спасибо, конечно (ясно, работы дофигище)

Болгары - отдыхают?

Хана! Сколько там экранов глиф-ячеек? Как ты ориентируешься?
(последний вопрос риторический))
frek_ki
9 июн, 2011 12:23 (UTC)
Хм, а я в свой аккаунт зашел, а там пусто (
Хотя предзаказывал.
leksandra
9 июн, 2011 12:30 (UTC)
странно, мне писали, что разложено по аккаунтам...
наверное, сейчас придёт Эмиль и всё прояснит)
(без темы) - frek_ki - 9 июн, 2011 12:35 (UTC) - Развернуть
ash_mccoy
9 июн, 2011 13:24 (UTC)
в букве i точка налево сдвинута так и должно быть?
ash_mccoy
9 июн, 2011 13:26 (UTC)
и в восклицательном знаке
(без темы) - ash_mccoy - 9 июн, 2011 13:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ash_mccoy - 9 июн, 2011 13:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ash_mccoy - 9 июн, 2011 14:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ash_mccoy - 9 июн, 2011 14:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ash_mccoy - 9 июн, 2011 14:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - leksandra - 9 июн, 2011 14:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ash_mccoy - 9 июн, 2011 14:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gennadyfridman - 10 июн, 2011 10:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ash_mccoy - 9 июн, 2011 14:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - leksandra - 9 июн, 2011 15:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ash_mccoy - 9 июн, 2011 15:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - leksandra - 10 июн, 2011 10:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ash_mccoy - 10 июн, 2011 11:34 (UTC) - Развернуть
salmoose
9 июн, 2011 15:16 (UTC)
жду замечаний и наблюдений...
А зачем такой забавный код для long s в фиче hist?

В locl особенности турецкого учтены, а в liga — нет.

В InDesign CS5 при No Language фичи не работают.

В InDesign CS5 в палитре Glyphs в списке Show: отсутствуют ss03 и ss04. Но это понятно, почему и, боюсь, тут уж ничего не поделаешь.
ash_mccoy
9 июн, 2011 15:27 (UTC)
отсутствуют ss03 и ss04
в иллюстраторе тоже
Забавный код - salmoose - 24 июн, 2011 13:23 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
ash_mccoy
10 июн, 2011 11:56 (UTC)
по-моему, с 8 всё в порядке. на картинках она искажена из-за проблем с хинтованием, которых в конечной версии очевидно не будет.
ash_mccoy
10 июн, 2011 12:09 (UTC)
вопрос. должны ли концевые замены работать со знаками препинания.

7.34 КБ

если я захочу написать годом с такой же буквой м, как в новым, это как мне придется изощряться чтобы её достать.
el_savv
11 июн, 2011 04:19 (UTC)
«Во-первых, в шрифте работает очевидное — минускульные цифры».

Из неочевидного: есть знак номера по высоте строчных, который к минускульным цифрам хорошо подходит. Но включается только через OpenType All Small Caps (просто кнопка Small Caps на него не влияет).

По-моему, было бы очень удобно, если бы его и все остальные знаки, которые обычно используются только с цифрами, можно было переключать вместе с комплектом цифр. Например, чтобы знак умножения (×) при включённых Proportional Oldstyle немного сдвигался вниз. В идеале, чтобы эта настройка меняла ещё и минус, +, %, $, €, =, ≠, ≈ и т.п.
v_efimov
12 июн, 2011 23:11 (UTC)
Точки над строчной ё
По-моему, они слабоваты по цвету.
fsurov
16 июн, 2011 18:37 (UTC)
"нашу шрифтовую культуру надо развивать не только вширь (в смысле увеличения количества шрифтов), но и вглубь, в сторону увеличения возможностей шрифта."
Кто ж спорит, всё это хорошо, только пока от количества этих возможностей страдает качество... Если шрифтовик с образованием и опытом делает такие завитки у гротеска, то уже хочется биться головой об стену от отчаяния. И я представляю, что будет, когда шрифт пойдет в народ и эти завитки начнут присобачивать куда попало.

Каждый имеет право на творческие эксперименты и вообще на что угодно, но я содрогаюсь от мысли, какой жуткий вал антитипографики поднимется, когда такие эксперименты дойдут до масс. При нашем всеобщем типографическом бескультурье такой шрифт — опасное оружие.

ПС. Саша, я не хочу Вас обидеть, я искренне уважаю Ваш профессионализм, но этот шрифт меня ужасает множеством неорганичных форм. Может, если бы не завитки, всё было бы ОК?..
natalia_vas
17 июн, 2011 05:44 (UTC)
какой жуткий вал антитипографики поднимется

Ну, если ориентироваться на ширнармассы, то вообще никакие эксперименты невозможны.
oleg_istomin
29 июн, 2011 11:50 (UTC)
1. Почему-то в текстовом редакторе шрифт выглядит неряшливо и чересчур сглажено. Это из-за отсутствия кернинга?

2. В Word 2010 можно использовать некоторые возможности OpenType. Для этого в общих настройках нужно включить поддержку этого формата:




А в настройках шрифта непосредственно включать финтифлюшки:




Кстати, что такое «Контекстные варианты»?
natalia_vas
29 июн, 2011 18:29 (UTC)
>Кстати, что такое «Контекстные варианты»?

Изменение рисунка букв (замена на буквы иной формы) в зависимости от того, какие символы находятся рядом. Обычно применяется в шрифтах неформального типа вроде каллиграфических. В ИнДизайне это опция Contextual Alternates.
Старый стиль - v_efimov - 20 июл, 2011 22:16 (UTC) - Развернуть
( 45 комментариев — Оставить комментарий )

Метки

Календарь

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Tiffany Chow