idakuz (idakuz) wrote in paratype,
idakuz
idakuz
paratype

Categories:

PT Sans



Гарнитура: PT Sans
Тип: текстовый
Начертания: Regular, Italic, Bold, Bold Italic, Narrow, Narrow Bold, Caption, Caption Bold
Кодировка: Multilingual Extended
Форматы: Open Type/TTF
Производитель: ПараТайп
Дизайнер: Александра Королькова, Ольга Умпелева, Владимир Ефимов
Дата выпуска: 27 декабря 2009 года.

Стоимость одного начертания: бесплатно
Стоимость восьми начертаний: бесплатно.

Гар­ни­тура ПТ Санс приз­вана обес­пе­чить пот­ребнос­ти мно­гона­ци­ональ­ной стра­ны в шриф­те, ко­торый поз­во­лит не толь­ко обс­лу­живать офи­ци­аль­ную и де­ловую пе­репис­ку, но и слу­жить средс­твом раз­ви­тия на­ци­ональ­ных пись­мен­ностей и меж­куль­тур­но­го об­ме­на. Про­ект яв­ля­ет­ся частью прог­раммы, пос­вя­щён­ной 300-ле­тию ре­фор­мы рус­cко­го ал­фа­вита, про­ведён­ной Пет­ром I с 1708 по 1710 год, и осу­щест­вля­ет­ся при фи­нан­со­вой под­держ­ке Фе­дераль­но­го агентства по пе­чати и мас­со­вым ком­му­ника­ци­ям Рос­сий­ской Фе­дера­ции.
Шриф­ты, по­мимо стан­дарт­но­го на­бора зна­ков для ра­боты с язы­ками За­пад­ной и Вос­точной Ев­ро­пы, а так­же комп­лек­та стан­дарт­ной ки­рил­ли­цы, вклю­ча­ют зна­ки всех ал­фа­витов го­сударс­твен­ных ти­туль­ных язы­ков Рос­сий­ской Фе­дера­ции, что де­ла­ет их уни­каль­ным и чрез­вы­чай­но важ­ным инс­тру­мен­том сов­ре­мен­ных компь­ютер­ных ком­му­ника­тив­ных сред.
ПТ Санс — это шрифт клас­са гро­тес­ков, в сво­ей сти­лис­ти­чес­кой ос­но­ве ба­зиру­ющий­ся на руб­ле­ных шриф­тах, расп­рос­тра­нен­ных в оте­чест­вен­ной ти­пог­ра­фике вто­рой по­лови­ны 20 века, но име­ющий за­мет­ные чер­ты сов­ре­мен­ных гу­манис­ти­чес­ких гро­тес­ков, что де­ла­ет его функ­ци­ональ­но и эс­те­тичес­ки со­от­ветс­тву­ющим тре­бова­ни­ям се­год­няшне­го дня.


Эмиль Яку­пов
ди­рек­тор ком­па­нии Па­раТайп

Крат­кая ис­то­рия соз­да­ния шриф­та ПТ Санс, до­пол­ненная от­ве­тами на воп­ро­сы поль­зо­вате­лей

Введение
История проекта
Знаковый состав
Лицензии
Дизайн
Технические вопросы

Нач­нем с кон­ца. 27 де­каб­ря 2009 года в по­лови­не вось­мо­го ве­чера Саша Ко­роль­ко­ва по­мес­ти­ла у себя в ЖЖ не­боль­шую за­пись о том, что на­конец-то она за­кон­чи­ла шрифт, ко­торый ри­сова­ла пос­ледние пол­го­да, и мож­но те­перь от­дохнуть и отв­лечь­ся на дру­гие про­ек­ты. Свер­ху она по­веси­ла кар­тинку с об­разцом на­бора, а вни­зу пос­та­вила ссыл­ку на наш сайт, где мож­но было по­читать под­робнос­ти и ска­чать сам шрифт. В об­щем-то до­воль­но ря­довая ис­то­рия. Саша — шриф­то­вой ди­зай­нер, и боль­шая часть за­писей жур­на­ла, ко­торый чи­та­ют ее друзья ди­зай­не­ры, пос­вя­щена ее шриф­то­вым про­ек­там. Но да­лее слу­чилось стран­ное. За нес­коль­ко дней эту за­пись про­чита­ло 30 ты­сяч че­ловек, поч­ти все они ска­чали с на­шего сай­та шрифт и чуть не по­вали­ли Веб-сер­вер. Мы ста­ли по­лучать пись­ма от лю­бите­лей раз­личных вер­сий Ли­нук­са с прось­бой раз­ре­шить вклю­чить шрифт в дист­ри­бути­вы, пись­ма от чу­вашей, яку­тов, бу­рятов с воп­ро­сами по ис­поль­зо­ванию шриф­та, пись­ма от жи­телей соп­ре­дель­ных го­сударств с тре­бова­ни­ями не­мед­ленно вклю­чить в шрифт бук­вы, не­об­хо­димые для их язы­ков, воп­ро­сы по ис­поль­зо­ванию в @font-face и т.д. и т.п. Мгно­вен­но воз­никшая по­пуляр­ность это­го шриф­та яви­лась пол­ной не­ожи­дан­ностью для Саши, да и для всех ос­таль­ных участ­ни­ков про­ек­та. В чем же при­чина столь фе­номе­наль­но­го вни­мания? Ведь бесп­лат­ных шриф­тов в сети ле­жат ты­сячи, шриф­тов с на­ци­ональ­ной под­держ­кой тоже не­мало, шриф­тов по­хоже­го ди­зай­на мож­но нас­чи­тать нес­коль­ко де­сят­ков. Ве­ро­ят­но, при­чина в том, что в этом про­ек­те сош­лись все упо­мяну­тые фак­то­ры — про­фес­си­ональ­ная шриф­то­вая ком­па­ния про­дела­ла ог­ромную ра­боту, не толь­ко раз­ра­ботав функ­ци­ональ­но обос­но­ван­ный комп­лект шриф­тов прек­расно­го сов­ре­мен­но­го ди­зай­на, но и пот­ра­тила зна­читель­ные ре­сур­сы на его тех­ни­чес­кую и линг­вис­ти­чес­кую под­го­тов­ку. При всем при этом шрифт вы­пущен с отк­ры­той ли­цен­зи­ей, ко­торая поз­во­ля­ет ис­поль­зо­вать его бесп­лат­но без ог­ра­ниче­ний и для лю­бых це­лей.

За две не­дели, что прош­ли с мо­мен­та по­яв­ле­ния упо­мяну­той пуб­ли­кации в Са­шином жур­на­ле до се­год­няшне­го дня, ког­да шрифт был офи­ци­аль­но предс­тав­лен об­щест­ву на пресс-кон­фе­рен­ции в Агентстве по пе­чати и мас­со­вым ком­му­ника­ци­ям, мы по­лучи­ли око­ло ты­сячи отк­ли­ков, ком­мента­ри­ев и воп­ро­сов. Часть из них мы даже ус­пе­ли учесть в той офи­ци­аль­ной вер­сии шриф­та, что по­яви­лась у нас на сай­те 13.01.2009. От­ве­ты на воп­ро­сы сле­ду­ют ниже.
Не­кото­рые от­ве­ты из­лишне под­робны и изо­билу­ют не­обя­затель­ны­ми де­таля­ми, так что мо­жете сме­ло их про­пус­кать и чи­тать тот раз­дел, что вам ин­те­ресен.
Если ра­зоб­рать, клас­си­фици­ровать и обоб­щить эти воп­ро­сы, то их ока­жет­ся не так уж мно­го. Часть из них ка­са­ют­ся зна­ково­го сос­та­ва шриф­тов — по­чему зна­ки та­кого-то язы­ка вош­ли в комп­лект, а та­кого-то нет; часть ка­са­ет­ся ли­цен­зи­он­ных ог­ра­ниче­ний — что мож­но де­лать со шриф­том, а что нель­зя; часть от­но­сит­ся к ди­зай­ну шриф­та и часть — к тех­ни­чес­ким осо­бен­ностям и проб­ле­мам шриф­та.

Ис­то­рия про­ек­та

Пер­вый воп­рос, ко­торый тоже был за­дан и на ко­торый хо­чет­ся от­ве­тить сна­чала, это воп­рос о том, как во­об­ще этот про­ект по­явил­ся на свет, как осу­щест­влял­ся и ка­кие у него перс­пек­ти­вы на бу­дущее.
Идея сде­лать бесп­лат­ный шрифт для всех на­родов и на­род­ностей Рос­сии по­яви­лась уже дав­но и мно­го раз об­сужда­лась. Мы счи­тали, что на­личие та­кого шриф­та яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мым ус­ло­ви­ем раз­ви­тия сов­ре­мен­но­го об­щест­ва и пра­во на та­кой шрифт долж­но быть га­ран­ти­рова­но конс­ти­туци­ей. Дей­стви­тель­но, го­сударс­тво тра­тит средс­тва на обу­чение гра­моте на­селе­ния и, обу­чив, бро­са­ет его на от­куп про­из­во­дите­лям опе­раци­он­ных сис­тем и прог­рамм­но­го обес­пе­чения. Пос­ледние пос­тавля­ют шриф­ты в сос­та­ве сво­их про­дук­тов, и эти шриф­ты де-фак­то ста­новят­ся стан­дартом, пос­коль­ку по­яв­ля­ют­ся у поль­зо­вате­ля вмес­те с компь­юте­ром. Кто де­лал эти шриф­ты, ка­кие у них есть ли­цен­зи­он­ные ог­ра­ниче­ния, по­дав­ля­ющее боль­шинс­тво не за­ботит, да и не долж­но за­ботить. На­ив­но по­лагать, что всем ин­те­рес­но чи­тать юри­дичес­кие текс­ты ли­цен­зий.
Эти сде­лан­ные на за­паде шриф­ты, по­мимо того что име­ют ог­ра­ниче­ния по ис­поль­зо­ванию, как пра­вило, со­дер­жат не очень удач­ную с точ­ки зре­ния ди­зай­на ки­рил­ли­цу и, хотя впол­не го­дят­ся для эк­ра­на компь­юте­ра, час­то со­вер­шенно неп­ри­год­ны для по­лиг­ра­фии, ком­му­ника­тив­но­го ди­зай­на и дру­гих пов­седнев­ных нужд.
Имея в виду все вы­ше­из­ло­жен­ное, мы сфор­ми­рова­ли на­бор тре­бова­ний к бу­дуще­му шриф­ту.
— Он дол­жен быть бесп­лат­ным с прос­той и яс­ной ли­цен­зи­ей и по воз­можнос­ти без ог­ра­ниче­ний в ис­поль­зо­вании.
— Он дол­жен обс­лу­живать мак­си­маль­но воз­можное ко­личест­во язы­ков
— Он дол­жен быть сде­лан хо­рошим про­фес­си­ональ­ным оте­чест­вен­ным ди­зай­не­ром.
— Он дол­жен быть функ­ци­ональ­но при­годен для ши­роко­го ис­поль­зо­вания.
— Он дол­жен быть хо­рошо вы­пол­нен тех­ни­чес­ки, что­бы не ус­ту­пать по ка­чест­ву луч­шим шриф­там ве­дущих фирм.
— Его раз­ра­бот­ка долж­на быть оп­ла­чена го­сударс­твом.
Пос­ледний пункт нам ка­зал­ся осо­бен­но важ­ным и не толь­ко по­тому, что у нас не хва­тило бы собс­твен­ных средств на та­кой масш­таб­ный про­ект. Хо­телось, что­бы воз­ник пре­цедент, ведь речь не идет о ка­ких-то экс­клю­зив­ных шриф­тах, ко­торые бу­дут ис­поль­зо­вать­ся для дос­ти­жения про­фес­си­ональ­ных или биз­нес це­лей. Этот шрифт приз­ван обес­пе­чивать ба­зовые пот­ребнос­ти граж­дан — об­ра­зова­ние, со­ци­аль­ные и бы­товые нуж­ды, куль­ту­ру и т.п., т.е. то, что на­ходит­ся не­пос­редс­твен­но в бюд­жетной сфе­ре.
Все, кро­ме пос­ледне­го пунк­та, мы мог­ли обес­пе­чить сами, дело ос­та­валось за ма­лым — убе­дить го­сударс­тво про­финан­си­ровать ра­боты. Мно­гим сей­час по­кажет­ся ди­ким то, что я ска­жу, но я нис­коль­ко не сом­не­вал­ся, что эта наша ини­ци­ати­ва бу­дет встре­чена с по­нима­ни­ем и най­дет под­держ­ку. Так и слу­чилось. В на­чале 2008 года на круг­лом сто­ле в Рос­пе­чати, пос­вя­щен­ном 300-лет­не­му юби­лею граж­данс­ко­го шриф­та, мы пред­ло­жили этот про­ект, и он был сра­зу встре­чен очень по­зитив­но. Не­пос­редс­твен­но ра­боту мы зап­ла­ниро­вали на 2009 год, что да­вало воз­можность об­су­дить, под­го­товить­ся и спла­ниро­вать все ста­дии про­ек­та.
Не­ожи­дан­но быст­ро и удач­но ре­шил­ся воп­рос с вы­бором ве­дуще­го ди­зай­не­ра про­ек­та. Пока ру­ководс­тво фир­мы раз­ду­мыва­ло, кому мож­но было бы по­ручить этот важ­ный го­сударс­твен­ный про­ект, арт-ди­рек­тор Вла­димир Ефи­мов со свой­ствен­ной ему ре­шимостью взял ини­ци­ати­ву на себя, од­нажды объ­явив нам, что по­гово­рил с Са­шей Ко­роль­ко­вой, что ее про­ект за­ин­те­ресо­вал и что она даже под­го­тови­ла не­кото­рые эс­ки­зы. Эс­ки­зы всем пон­ра­вились, и воп­рос был ре­шен. Ре­аль­ная ра­бота по об­сужде­нию сос­та­ва гар­ни­туры и бо­лее де­таль­но­му про­ек­ти­рова­нию на­чалась в 2009 году. Пер­вые фай­лы по­яви­лись в на­чале лета, ког­да был под­пи­сан гос­конт­ракт. Даль­ней­шая ра­бота шла в очень плот­ном гра­фике. В по­мощь Саше была при­дана Оля Ум­пе­лева, и эти две скром­ные и тру­долю­бивые де­вуш­ки были прак­ти­чес­ки ли­шены нор­маль­ной лич­ной жиз­ни до кон­ца года — в каж­дом из 8 на­чер­та­ний шриф­та им нуж­но было на­рисо­вать по­ряд­ка 700 зна­ков. Осо­бен­ность этой ра­боты зак­лю­чалась в том, что мно­гие зна­ки они ви­дели в пер­вый раз, и здесь не­оце­нимую роль сыг­ра­ли зна­ния Вла­дими­ра, ко­торый имел опыт ри­сова­ния зна­ков для со­вер­шенно раз­ных пись­мен­ностей, от де­вана­гари до копт­ско­го пись­ма, а в об­ласти на­ци­ональ­ной ки­рил­ли­цы прос­то яв­лялся не­ос­по­римым ав­то­рите­том. Па­рал­лель­но с ди­зай­ном ог­ромный объ­ем ра­боты вел Сер­гей Бо­лотов, ко­торый про­водил лек­си­ког­ра­фичес­кие изыс­ка­ния по мла­допись­мен­ным язы­кам и за­вали­вал нас ин­форма­ци­ей с эк­зо­тичес­ки­ми ва­ри­ан­та­ми на­ци­ональ­ных зна­ков, ко­торые встре­чались в раз­ных пись­мен­ных ис­точни­ках в раз­ные годы. Ос­мысле­ни­ем все­го это­го объ­ема дан­ных, об­ра­бот­кой, филь­тра­ци­ей и фор­ми­рова­ни­ем стан­дарта ко­диров­ки вмес­те с Сер­ге­ем и Вла­дими­ром за­нима­лись Ген­на­дий Фрид­ман и Бо­рис Ле­вин. Ген­на­дий па­рал­лель­но фор­ми­ровал стра­ницы на на­шем сай­те, где по­мещал ин­форма­цию о на­ци­ональ­ных ал­фа­витах, ссыл­ки на ко­торые мы сла­ли за­ин­те­ресо­ван­ным лю­дям в раз­ные рес­публи­ки и края — в инс­ти­туты язы­ка, ко­мите­ты при мест­ных пра­витель­ствах по куль­ту­ре и пись­мен­ности — и прив­ле­кали их к об­сужде­нию их линг­вис­ти­чес­ких проб­лем. За всю эту пе­репис­ку, а так­же за вза­имо­дей­ствие с Рос­пе­чатью от­ве­чал Сер­гей Боб­ры­шев. В ре­зуль­та­те фир­ма пол­го­да изъ­яс­ня­лась на сме­си киль­динс­ко­го и нга­насанс­ко­го язы­ков, что де­лало об­ще­ние не очень ин­форма­тив­ным, но чрез­вы­чай­но эмо­ци­ональ­ным. По мере го­тов­ности на­чер­та­ния пе­реда­вались в про­из­водс­твен­ный от­дел, где шриф­ты про­ходи­ли об­ра­бот­ку для оп­ти­миза­ции раст­ро­вого предс­тав­ле­ния на эк­ра­не мо­нито­ра. Для об­ра­бот­ки од­но­го шриф­та объ­емом 700 зна­ков тре­бу­ет­ся по­ряд­ка ме­сяца ра­боты под­го­тов­ленно­го спе­ци­алис­та. С се­реди­ны ок­тября у нас на этой ра­боте было за­дей­ство­вано 4, а иног­да и 5 че­ловек. Две Иры, Галя, Оля и Зина долж­ны были прос­мотреть все зна­ки шриф­та в 48-ми раз­ме­рах и поп­ра­вить вруч­ную все мес­та, где пик­се­ли при­липа­ют друг к дру­гу, на­руша­ет­ся сим­метрия и об­ра­зу­ют­ся про­чие де­фек­ты отоб­ра­жения. И все это нуж­но было про­делать для трех ре­жимов предс­тав­ле­ния — black-white, grayscale smoothing и ре­жима cleartype. Па­рал­лель­но Конс­тан­тин Ку­нарев за­нимал­ся прог­рамми­рова­ни­ем фич, об­ра­бот­кой керн-клас­сов и пи­сани­ем мак­ро­сов, приз­ванных об­легчить пов­то­ря­ющиеся опе­рации. 25 де­каб­ря были пост­ро­ены вер­сии, по­лучив­шие ста­тус ре­лиз-кан­ди­датов. Зина Куз­не­цова под­го­тови­ла ма­тери­алы для сай­та, и к кон­цу года мы сде­лали тес­то­вую стра­ницу, куда по­ложи­ли ма­тери­алы и шриф­ты. На эту стра­ницу и дала ссыл­ку Саша в сво­ем бло­ге.
Так де­лал­ся этот про­ект. В нем были за­дей­ство­ваны поч­ти все сот­рудни­ки ком­па­нии, и я хочу поб­ла­года­рить их здесь пуб­лично. В про­ек­те так­же участ­во­вали сто­рон­ние люди, в част­нос­ти доб­ро­воль­ные бета-тес­те­ры, ко­торым тоже ог­ромное спа­сибо.
Единс­твен­ная ме­лочь, ко­торая нес­коль­ко ом­ра­чила это прек­расное дело. Наша за­яв­ка на фи­нан­си­рова­ние про­ек­та была в свя­зи с кри­зисом су­щест­вен­но уре­зана. Ког­да мы об этом уз­на­ли, бро­сать дело на пол­пу­ти было жал­ко, и мы ре­шили все-таки его до­вес­ти до кон­ца. Из-за это­го про­ек­та во вто­рой по­лови­не года мы поч­ти не вы­пус­ка­ли ком­мерчес­ких шриф­тов, и сей­час надо сроч­но на­верс­ты­вать упу­щен­ное.
Мы на­де­ем­ся, что про­ект бу­дет иметь про­дол­же­ние. В част­нос­ти, в этом году бу­дет вы­пуще­на гар­ни­тура ПТ Се­риф. У нас уже есть пред­ва­ритель­ные эс­ки­зы. Но ее сос­тав по на­чер­та­ни­ям бу­дет за­висеть от фи­нан­си­рова­ния. Вто­рой та­кой же по объ­ему про­ект на тех же ус­ло­ви­ях мы, увы, ре­али­зовать не смо­жем.

Зна­ковый сос­тав шриф­тов

За­тевая про­ект, мы по­нима­ли, что объ­ять не­объ­ят­ное не­воз­можно. Нуж­но было как-то ог­ра­ничить ко­личест­во язы­ков са­мым ми­ниму­мом, учи­тывая кор­ректи­ров­ки по фи­нан­си­рова­нию про­ек­та и наши фи­зичес­кие ре­сур­сы. В конт­рак­те было за­писа­но, что мы долж­ны обес­пе­чить под­держу всем го­сударс­твен­ным ти­туль­ным язы­кам РФ. Ти­туль­ный язык — это язык, наз­ва­ние ко­торо­го со­от­но­сит­ся с име­нем эт­но­са, по ко­торо­му наз­ва­но на­ци­ональ­но-тер­ри­тори­аль­ное об­ра­зова­ние. Ти­туль­ные язы­ки де­лят­ся на го­сударс­твен­ные (та­тарс­кий, якутс­кий, …) и не­госу­дарс­твен­ные (ко­рякс­кий, не­нец­кий, чу­котс­кий и др.), боль­шая часть ко­торых предс­тав­ля­ет со­бой язы­ки ма­лочис­ленных эт­но­сов. Го­сударс­твен­ный ти­туль­ный язык — язык, вы­пол­ня­ющий ин­тегра­ци­он­ную функ­цию в рам­ках дан­но­го на­ци­ональ­но­го ад­ми­нист­ра­тив­но­го об­ра­зова­ния. Его ста­тус дол­жен быть зак­реплен в мест­ном за­коно­датель­стве.
Пер­вая слож­ность, с ко­торой мы столк­ну­лись, зак­лю­чалась в том, что не все мест­ные за­коны о язы­ке го­товы, а те, что уже при­няты, очень по-раз­но­му трак­ту­ют по­нятие «го­сударс­твен­ный ти­туль­ный язык». Нап­ри­мер, за­коно­датель­ством Да­гес­та­на за­фик­си­рова­но 14 язы­ков в ка­чест­ве го­сударс­твен­ных. А в тех рес­публи­ках, где за­кон еще не при­нят, фор­маль­но го­сударс­твен­ным яв­ля­ет­ся толь­ко русс­кий. В ито­ге приш­лось ру­ководс­тво­вать­ся, по­мимо бук­вы за­кона, еще и его ду­хом и со­об­ра­жени­ями здра­вого смыс­ла. Мы учи­тыва­ли чис­ленность эт­но­са, на­личие дос­то­вер­ных ис­точни­ков о зна­ковом сос­та­ве язы­ка, а так­же по­жела­ния с мест. Сос­та­вив пер­во­началь­ный спи­сок язы­ков и вы­писав те до­пол­ни­тель­ные зна­ки, ко­торые мы долж­ны де­лать, со­об­ра­зу­ясь с этим спис­ком, мы об­на­ружи­ли, что ав­то­мати­чес­ки под­держи­ва­ем язы­ки, ко­торые не со­бира­лись, а до­бав­ле­ние еще нес­коль­ких пар зна­ков зна­читель­но рас­ши­рит ох­ват. В ито­ге в ре­зуль­та­те мно­гих ите­раций сфор­ми­ровал­ся те­кущий комп­лект зна­ков и со­от­ветс­тву­ющий ему спи­сок язы­ков, предс­тав­ленный на стра­нице www.fonts.ru/public, ко­торые мы уже пе­рес­та­ли на­зывать го­сударс­твен­ны­ми ти­туль­ны­ми, а ста­ли на­зывать прос­то ти­туль­ны­ми, хотя и это наз­ва­ние дос­та­точ­но ус­ловно, пос­коль­ку спи­сок шире. Он не яв­ля­ет­ся окон­ча­тель­ным, в те­чение это­го года мы бу­дем со­бирать за­меча­ния, и в окон­ча­тель­ной вер­сии шриф­та он на­вер­ня­ка из­ме­нит­ся.
Вто­рая проб­ле­ма, ка­кую нам приш­лось ре­шать, зак­лю­чалась в том, что мно­гие ма­лые язы­ки еще не окон­ча­тель­но за­фик­си­рова­ли свои зна­ковые комп­лек­ты, и от ис­точни­ка к ис­точни­ку наб­лю­да­ют­ся боль­шие раз­ли­чия. Здесь мы опи­рались на мне­ния линг­вис­тов и пред­ло­жения с мест. Уточ­не­ние этих дан­ных в те­чение года тоже мо­жет при­вес­ти к поп­равкам.
И, на­конец, третья проб­ле­ма — су­щест­ву­ет зна­читель­ная ва­ри­атив­ность в изоб­ра­жении на­ци­ональ­ных зна­ков. Здесь, по­мимо мне­ния линг­вис­тов и мест­ных поль­зо­вате­лей, мы еще при­нима­ли во вни­мание об­щую ло­гику ди­зай­на зна­ков. Мы стре­мились к тому, что­бы близ­кие фо­немы родс­твен­ных язы­ков отоб­ра­жались од­ним и тем же зна­ком, что­бы сущ­ности не пло­дились без на­доб­ности и близ­кие на­роды лег­че по­нима­ли друг дру­га.
Мы по­лучи­ли мно­го пи­сем и ком­мента­ри­ев с прось­бой вклю­чить до­пол­ни­тель­ные зна­ки в этот шрифт — гре­чес­кий комп­лект, зна­ки для на­бора ма­тема­тичес­ких фор­мул, зна­ки для под­держ­ки эс­пе­ран­то и т.д. Кро­ме того, нуж­на еще ка­питель, ми­нус­куль­ные циф­ры, ли­гату­ры и мно­го еще чего для нор­маль­ной сов­ре­мен­ной ти­пог­ра­фики. Все эти за­яв­ки мы учи­тыва­ем и нап­ра­вим их в Рос­пе­чать, но бо­юсь, что они не смо­гут про­финан­си­ровать всю эту ра­боту, тем бо­лее не смо­жем и мы сде­лать все это за свой счет.
Расс­мат­ри­вая нуж­ды на­селе­ния, мы оп­ре­дели­ли для себя не­кото­рую струк­ту­ру, ко­торая нам ка­жет­ся ло­гич­ной и ре­али­зу­емой с точ­ки зре­ния биз­не­са. Бесп­лат­ные шриф­ты, ко­то­рые про­из­во­дят­ся на средс­тва на­ло­гоп­ла­тель­щи­ков, долж­ны обес­пе­чи­вать ба­зо­вые пот­реб­нос­ти и конс­ти­туци­он­ные пра­ва граж­дан, ска­жем, пра­во ис­поль­зо­вать в быту свой род­ной язык. С этой точ­ки зре­ния вклю­че­ние в та­кие шриф­ты под­держ­ки эс­пе­ран­то или язы­ков со­сед­них стран, нап­ри­мер, ка­захс­ко­го или тад­жикс­ко­го, не яв­ля­ет­ся пра­вомер­ным. Нес­мот­ря на то, что и тех и дру­гих у нас жи­вет боль­ше, чем юка­ги­ров, у нас нет граж­данс­ких обя­за­тель­ств и со­ци­аль­ной от­ветс­твен­нос­ти за раз­ви­тие го­су­дарс­твен­ных язы­ков дру­гих стран и нет со­от­ветс­тву­ющих бюд­жет­ных ста­тей. По­это­му в раз­ви­тие про­ек­та ПТ Санс мы ре­шили вы­пус­тить шрифт ПТ Санс Про — ком­мерчес­кую вер­сию для про­фес­си­ональ­но­го ис­поль­зо­вания, ко­торая в от­ли­чие от бесп­лат­ной вер­сии, во-пер­вых, бу­дет плат­ной, во-вто­рых, бу­дет не в фор­ма­те TTF, а в фор­ма­те OTF, и, со­от­ветс­твен­но, не бу­дет оп­ти­мизи­рова­на для ис­поль­зо­вания на эк­ра­нах, а бу­дет ори­ен­ти­рова­на на тра­дици­он­ную по­лиг­ра­фию и рек­ламный биз­нес, в-треть­их, она бу­дет иметь рас­ши­рен­ный комп­лект зна­ков, т.е. вклю­чать все те зна­ки, ко­торые долж­ны быть в сов­ре­мен­ном шриф­те, ори­ен­ти­рован­ном на про­фес­си­ональ­ное ис­поль­зо­вание, при­чем не толь­ко в Рос­сии, и, в чет­вертых, у нее бу­дет су­щест­вен­но боль­ше на­чер­та­ний, вклю­чая комп­лект для круп­но­кегель­но­го на­бора. Т.е. гар­ни­тура бу­дет сос­то­ять из трид­ца­ти с лиш­ним на­чер­та­ний, и каж­дое бу­дет со­дер­жать по­ряд­ка 1300 зна­ков.
В добавок к этому есть груп­па шриф­тов, тоже ком­мерчес­ких, но ори­ен­ти­рован­ных на уче­ных, линг­вис­тов, эс­пе­ран­тистов, из­да­телей эн­цикло­педий, сло­варей, нот­ных сбор­ни­ков и вся­кой эк­зо­тики с дей­стви­тель­но ши­роким комп­лек­том зна­ков — это наши всем хо­рошо из­вест­ные, дав­но су­щест­ву­ющие на рын­ке шриф­ты Нь­ютон, Праг­ма­тика и Курь­ер. В эти шриф­ты мы по­меща­ем все что про­сят поль­зо­вате­ли — там есть все ал­фа­виты СНГ, вклю­чая ар­мянс­кий и гру­зинс­кий, там есть по­лито­ничес­кий гре­чес­кий, там есть зна­ки фо­нети­чес­ко­го ал­фа­вита для на­бора транс­крип­ций — про­ще ска­зать, чего там нет. Так что оби­ды тех, чьих зна­ков нет в ПТ Сан­се, не сов­сем обос­но­ваны: все что вам нуж­но есть в дру­гих на­ших шриф­тах.
Нам при­ят­ны сло­ва бла­годар­ности тех, кто в лице ПТ Сан­са по­лучил бесп­лат­ный хо­роший шрифт, в нем есть зна­читель­ная доля на­шего без­возмезд­но­го учас­тия, но мы не бла­гот­во­ритель­ная ор­га­низа­ция, не фонд по­мощи, мы ком­мерчес­кая фир­ма и су­щест­ву­ем на до­ходы от на­шего биз­не­са. Об­ра­щать­ся к нам с пись­ма­ми с прось­бой вклю­чить в бесп­лат­ный шрифт еще ка­кие-то зна­ки без ука­зания ис­точни­ка фи­нан­си­рова­ния этих ра­бот дело до­воль­но без­на­деж­ное. За шриф­ты для про­фес­си­ональ­ной ра­боты надо пла­тить, бла­го сто­ят они сов­сем не до­рого.

Ли­цен­зии

Текст ли­цен­зии, как нам ка­жет­ся, ко­роток, прост и по­нятен. Суть ее зак­лю­ча­ет­ся в том, что с дан­ны­ми шриф­та­ми мож­но де­лать все что заб­ла­горас­су­дит­ся, но нель­зя за­нимать­ся жуль­ни­чест­вом. Пос­коль­ку шриф­ты бесп­лат­ные, нель­зя про­давать их за день­ги. Если же они пос­тавля­ют­ся с ком­мерчес­ким про­дук­том, име­ющим цену, цена про­дук­та не долж­на уве­личи­вать­ся за счет вклю­чения в него этих шриф­тов, т.е. поль­зо­ватель дол­жен знать, что в сос­та­ве про­дук­та на­ходят­ся бесп­лат­ные шриф­ты, на­личие ко­торых не при­вело к уве­личе­нию цены.
Кро­ме того, мы не хо­тим пе­рек­ла­дывать от­ветс­твен­ность за наш шрифт на кого-то дру­гого, по­это­му зап­ре­ща­ем ис­поль­зо­вать ори­гиналь­ное наз­ва­ние ПТ Санс в наз­ва­ни­ях мо­дифи­циро­ван­ных вер­сий без на­шего на то спе­ци­аль­но­го раз­ре­шения. Поль­зо­ватель дол­жен быть уве­рен, что, ус­та­нав­ли­вая ПТ Санс, он ус­та­нав­ли­ва­ет ров­но тот шрифт, ко­торый про­шел нашу про­цеду­ру конт­ро­ля ка­чест­ва, и по по­воду ко­торо­го он мо­жет нап­ра­вить нам рек­ла­мации. Де­лай­те свои вер­сии, до­бав­ляй­те что хо­тите, хоть ок­си­ден­таль, хоть гре­чес­кий, но на­зывай­те их по-сво­ему.
Как пра­вило, у про­дук­та есть ос­новная ли­цен­зия и есть ее пе­рево­ды, ко­торые час­то вы­пол­ня­ют ин­форма­ци­он­ную функ­цию и не яв­ля­ют­ся офи­ци­аль­ны­ми ли­цен­зи­ями. Так же уст­ро­ена и ли­цен­зия на ПТ Санс — офи­ци­аль­ным текс­том яв­ля­ет­ся русс­кий ва­ри­ант, а анг­лий­ский яв­ля­ет­ся спра­воч­ным.
Од­на­ко есть ню­анс. К нам пос­ту­пили за­яв­ки с зап­ро­сом на вклю­чение шриф­та ПТ Санс в раз­личные вер­сии Ли­нук­са и дру­гие про­дук­ты, расп­рос­тра­ня­емые по отк­ры­тым ли­цен­зи­ям. Для та­ких про­дук­тов су­щест­вен­но на­личие офи­ци­аль­ной анг­лий­ской ли­цен­зии, при­чем в за­яв­ках час­то про­сят, что­бы наша ли­цен­зия дос­ловно сов­па­дала с OFL (Open Font License). Мы го­товы по зап­ро­су пре­дос­та­вить вер­сию шриф­та с OFL, в этой вер­сии шриф­то­вого фай­ла бу­дет сто­ять ссыл­ка не на нашу ли­цен­зию, а на сайт SIL, где ле­жит офи­ци­аль­ный текст OFL.
Кро­ме того, воз­можно этот шрифт бу­дет расп­рос­тра­нять­ся и с дру­гими ли­цен­зи­ями. Так, нап­ри­мер, если он бу­дет расп­рос­тра­нять­ся с Windows, то там он бу­дет иметь ту ли­цен­зию, ко­торая дей­ству­ет и на дру­гие шриф­ты, пос­тавля­емые с сис­те­мой. Так что не удив­ляй­тесь на­личию раз­ных ли­цен­зий у ПТ Санс, это не ог­ра­ничи­ва­ет, а рас­ши­ря­ет воз­можнос­ти его ис­поль­зо­вания.
И, на­конец, по по­воду ис­поль­зо­вания для оформ­ле­ния Веб-стра­ниц. В ны­неш­ний текст мы спе­ци­аль­но вста­вили сло­ва о том, что это раз­ре­шено. Все со­вре­мен­ные бра­узе­ры, за иск­лю­чени­ем IE, мо­гут ра­ботать не­пос­редс­твен­но с TTF шриф­та­ми. Для IE мы в те­чение пер­во­го квар­та­ла пост­ро­им EOT вер­сии и так­же вы­ложим их для сво­бод­но­го ска­чива­ния. Пока мо­жете сами кон­верти­ровать TTF в EOT с ис­поль­зо­вани­ем об­ще­дос­тупных сер­ви­сов. Толь­ко не за­будь­те их пе­ре­име­новать — это бу­дут уже мо­дифи­циро­ван­ные шриф­ты.

Ди­зайн

Мы до­воль­но мно­го об­сужда­ли и ди­зайн шриф­та, и сос­тав на­чер­та­ний, имея в виду его функ­ци­ональ­ность. Глав­ным при­ори­тетом была прак­ти­чес­кая при­год­ность шриф­та для уни­вер­саль­но­го ис­поль­зо­вания на раз­ных язы­ках в раз­ных рес­публи­ках на­шей стра­ны в ус­ло­ви­ях от­сутс­твия дос­та­точ­но­го вы­бора. Ос­новное об­ласти при­мене­ния это, во-пер­вых, Ин­тернет — Веб, элект­рон­ная поч­та, со­ци­аль­ные сети, бло­ги…, во-вто­рых, де­лоп­ро­из­водс­тво, обс­лу­жива­ние нужд го­сударс­твен­ных ор­га­нов, офи­ци­аль­ная до­кумен­та­ция, «элект­рон­ное пра­витель­ство», …, в-треть­их, пе­чат­ная про­дук­ция об­ще­го наз­на­чения — пе­ри­оди­ка, учеб­ни­ки, спе­ци­аль­ная ли­тера­тура,…, в-чет­вертых, ком­му­ника­тив­ный ди­зайн — улич­ные таб­лички, до­рож­ные ука­зате­ли, ин­форма­ци­он­ные таб­ло, спра­воч­ные ки­ос­ки,… Так что пи­сать про ПТ Санс, что это «но­вый шрифт для до­рож­ных ука­зате­лей» не сов­сем точ­но.
Вто­рое обс­то­ятель­ство, это пра­виль­ный ба­ланс меж­ду при­выч­ным тра­дици­он­ным ри­сун­ком и сов­ре­мен­ным мод­ным. Шрифт по за­мыс­лу дол­жен был удов­летво­рять две ос­новные пот­ребнос­ти че­лове­ка — тягу к пос­то­янс­тву и тягу к пе­реме­нам. И, на­конец, хо­телось, что­бы с од­ной сто­роны это был шрифт спо­кой­но­го ней­траль­но­го ди­зай­на, а с дру­гой у него были бы за­поми­на­ющиеся эле­мен­ты, по ко­торым его лег­ко было бы от­ли­чить от од­нокласс­ни­ков. По­лучи­лось то, что по­лучи­лось. Нам ка­жет­ся, что в ос­новном ди­зайн от­ра­жа­ет наши за­мыс­лы.
На мно­гие конк­рет­ные воп­ро­сы, свя­зан­ные с ди­зай­ном шриф­та, уже от­ве­чали и Саша и Вла­димир. На воп­ро­сы типа «мне не нра­вит­ся бук­ва Q», «слиш­ком глу­бокие вре­зы», «ноги у Д» и ана­логич­ные — сра­зу от­ве­чу, что мне бук­ва Q, вре­зы, а так­же ноги Д нра­вят­ся, а по­сему это ме­нять мы не бу­дем. Бо­лее конс­трук­тивные воп­ро­сы и пред­ло­жения шли­те, бу­дем их об­суждать и ста­рать­ся от­ве­чать.

Тех­ни­чес­кие воп­ро­сы

К со­жале­нию, в при­роде су­щест­ву­ет мно­го раз­ных сис­тем отоб­ра­жения шриф­тов, даже в раз­ных вер­си­ях Windows они раз­ные. Сде­лать шрифт, ко­торый бу­дет иде­аль­но раст­ри­ровать­ся вез­де, не­воз­можно. Мы в пер­вую оче­редь ори­ен­ти­рова­лись на ре­жим Windows ClearType. Если у вас воз­никнут лю­бые проб­ле­мы тех­ни­чес­ко­го ха­рак­те­ра, пи­шите на fonts@paratype.com, бу­дем ста­рать­ся их ре­шать. Я не могу сей­час га­ран­ти­ровать, что мы ока­жем­ся в сос­то­янии обес­пе­чить пол­но­цен­ную тех­ни­чес­кую под­держ­ку шриф­та, учи­тывая по­тен­ци­аль­ное ко­личест­во его поль­зо­вате­лей, но могу обе­щать, что ваши пре­тен­зии мы бу­дем чи­тать и по воз­можнос­ти исп­рав­лять вы­яв­ленные ошиб­ки при пост­ро­ении оче­ред­ных вер­сий.


UPD: О корректировках в новой версии от 01.04.2010

Tags: А.Королькова, В.Ефимов, О.Умпелева, ПТ-проект, гротеск, текстовый
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 90 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →