idakuz (idakuz) wrote in paratype,
idakuz
idakuz
paratype

Categories:

Знак Рубля



Рубль, как и червонец по определению нравится всем. Но эта любовь к деньгам долгое время была не полной, поскольку у рубля не было своего знака, как у доллара или евро. Отсутствие знака рубля отрицательно сказывалось на его имидже и курсовой стоимости. Кто же будет всерьез относиться к валюте, которая даже не имеет своего графического образа. Это был явный непорядок.
Мировой финансовый кризис наглядно продемонстрировал нам, что доллар больше не может выполнять функцию мировой валюты, и на смену долларовому миру идет многовалютный мир. Кто же выступит теперь на передний план — евро, фунт, юань, рубль? Увы, пока рубль оставался таким безликим, никуда ему было не выступить. Нечем.

Нам было обидно за отечество. Мы любим свой родной рубль. В конце 2007 года мы выступили одними из инициаторов введения знака рубля. Официальный текст обращения к общественности от имени инициативной группы был опубликован на сайте «Студии Артемия Лебедева» и на сайте Designet.ru. С начала 2008 года фирма ПараТайп включает знак нашей национальной валюты во все новые шрифты и дополняет ими ранее выпущенные гарнитуры. К настоящему времени более трех сотен начертаний имеют в своем составе знак рубля:
 

Academy
Agafia
Airy
Aldine 401
ITC Avant Garde Gothic
Baker Signet
Baltica
Bell Gothic
Betina Script
Blonde Fraktur
Bowman
Brusque
Bublic
Buratino
ITC Charter
Circus Didot
Cliche
Colmena
Deca Sans
Deca Serif
Didona
Dom
Emploi
Federico
Freaky Prickle
FreeSet
Futura PT
Han Zi
Hub
Izhitsa
Jeff Script
Kremlin Pro
Kudryashev
Kuenstler 165
Kuenstler 480
Ladoga
Lockon
LoRes
Magistral
Master Flo
Mellnik Text
Mirandolina
Motiv
Mysl
Nat Flight
Nat Grotesk
Nazhdak
News Gothic
ITC Officina Sans
Parsek
Petersburg
Plastilin
Propisi
PT Earthquake
PT Lightning
PT Sans
PT Sans Pro
Quartal
Quiet Time
Revival 565
Ripe Apricot
Rossika
Selina
Shaltai
Susan
Susan Classic
Susan Sans
Textbook New
Titla
 


По мере пополнения этот список будет обновляться.

Новым знаком рубля многие уже пользуются, но его по-настоящему широкое хождение сдерживается тем, что Центробанк никак не может законодательно оформить существование знака рубля. Это, в свою очередь, не дает ввести его в состав международного стандарта Юникод, где каждому типографскому знаку назначается уникальный код, под которым тот помещается в шрифт. Отсутствие такого кода приводит к техническим неудобствам в использовании знака на практике. В надежде ускорить процесс принятия решения Центробанком шрифтовые дизайн-студии сочинили совместное письмо, которое мы публикуем ниже.


Первому заместителю
председателя Банка России
Г. И. Лунтовскому


Уважаемый Георгий Иванович!

На днях в прессе появилась информация со ссылкой на Вас о том, что Банк России вернулся к рассмотрению вопроса о знаке рубля и в ближайшем времени примет по этому поводу решение. Поскольку мы занимаемся разработкой шрифтов, вопрос о знаке рубля для нас является не праздным. Мы с 2007 года с интересом следим за этим процессом и даже участвуем по мере сил. В сообщениях говорится, что Центробанк должен разработать и ввести в оборот графическое изображение знака рубля. Хочется сказать пару слов по этому поводу.

Знак рубля, являясь типографским знаком, отличается от товарного знака, эмблемы или логотипа тем, что не может иметь строго определенной геометрической формы и какого-то жестко заданного дизайна. Под графическим образом в данном случае следует понимать графему, т. е., принципиальную конструкцию знака. Знак рубля, также как и знаки других валют — доллара, евро или фунта, — должен подчиняться общему дизайну шрифта, в состав которого он входит. А именно: иметь определенные пропорции, насыщенность, контраст, общие с другими знаками детали и, что так же важно, соответствовать по ширине цифрам.

Мы почти уверены, что все эти особенности хорошо известны и Вам, и Вашим коллегам, участвующим в принятии решения по выбору дизайна знака. Однако недавний пример с утверждением знака евро, дизайн которого был принят людьми, не представляющими себе, как проектируются знаки шрифта, а также тот факт, что ни один из известных нам шрифтовых дизайнеров не был приглашен для участия в работе думской комиссии, призывает нас перестраховаться. (Напомним, что изначальный дизайн знака евро был настолько нелеп, что реализовать его на практике не представилось возможным. Потребовалось время и силы сотен дизайнеров, чтобы принятый вариант стал тем знаком евро, который мы знаем сегодня.)

Выбор графемы, как показали те несколько конкурсов, что проводились у нас в стране, при всем разнообразии результатов, если учесть ограничения, накладываемые уже сложившимися традициями и способами практического применения знака, по существу сводится к трем-четырем достаточно близким вариантам. Выбор из этих вариантов действительно может представлять сложность, о которой Вы упоминаете, поскольку каждый из них имеет определенные достоинства и недостатки.

В конце 2007 года несколько студий, занимающихся графическим и шрифтовым дизайном, желая поспособствовать скорейшему разрешению вопроса по введению знака национальной валюты, объединились для того, чтобы выбрать из предложенных к тому времени вариантов наиболее удачный и грамотный с точки зрения шрифтового дизайна и предложить его Центробанку для утверждения, а всем остальным предложить начать им пользоваться. Кроме того, мы попросили дизайнерское сообщество выказать свое отношение к нашему выбору и присоединиться к этой инициативе. На наш призыв откликнулось несколько сотен дизайн-студий.

Мы провели и представили сравнительный анализ возможных графем знака, опубликовали обращение, начали вести список дизайн-студий, выразивших желание присоединиться, и подготовили примеры реализации знака в шрифтах различных типов. Таким образом, вопрос о дизайне знака нам представляется решенным, и Центробанку достаточно просто утвердить то, что де-факто уже существует.

Обзор текущего положения дел с использованием нового знака показывает, что понемногу он завоевывает популярность. Разумеется, новый знак не может мгновенно стать массовым. Для этого он как минимум должен быть включен в знаковый комплект используемых шрифтов, которых сейчас в обороте более тысячи. Хорошая новость состоит в том, что все три отечественные компании, которые профессионально занимаются разработкой шрифтов, входят в инициативную группу. Начиная с 2008 года практически все новые шрифты, выпускаемые в России, включают знак рубля — это уже более трех сотен шрифтов. Более того, две новые большие шрифтовые гарнитуры ПТ Санс и ПТ Сериф, разработанные по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и распространяемые бесплатно, включают знак рубля. ПТ Санс был выпущен в конце 2009 года и его уже скачали и используют более сотни тысяч пользователей, он встроен во многие версии системы Линукс, распространяется компанией Гугл через платформу Google Font Directory и его планирует распространять Микрософт в качестве рекомендованного обновления к русским версиям Windows.

По-настоящему широкое использование знака сдерживается тем, что он еще не зарегистрирован консорциумом Юникод и не имеет фиксированного кода в шрифте, что не позволяет, в частности, ввести его в раскладку знаков на русской клавиатуре. Для того, чтобы знак был зарегистрирован Юникодом, нужно чтобы он был официально принят в России.

Уважаемый Георгий Иванович, мы выражаем надежду, что представленные материалы окажутся полезными, а также облегчат и ускорят процесс выбора графического изображения знака нашей с Вами валюты, и наш рубль сможет занять достойное место рядом с долларом (U+0024), евро (U+20AC), йеной (U+00A5), гривной (U+20B4) и тенге (U+ 20B8).


С уважением,
Юрий Гордон, Леттерхед
Артемий Лебедев, Студия Лебедева
Эмиль Якупов, ПараТайп


 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments