Emil Yakupov (emil_yakupov) wrote in paratype,
Emil Yakupov
emil_yakupov
paratype

Categories:

Лицензии на Веб-шрифты


Нам часто приходится отвечать на вопросы про Веб-шрифты — можно ли использовать купленные шрифты для оформления Веб-страниц, есть ли у нас специальные лицензии для использования на Вебе и т.п.

Что такое Веб-шрифты
Относительно недавно случилось знаменательное событие — всем заинтересованным сторонам удалось, наконец, договориться, и появилась реальная возможность оформлять страницы сайтов теми шрифтами, которыми хочется, а не теми несколькими гарнитурами, что заведомо есть у всех. При этом тексты остаются текстами, а не картинками, и, следовательно, могут индексироваться, легко редактироваться, по ним будет работать поиск и т.д. Такая возможность реализуется с помощью команды @font-face, которая записывается в файл CSS и в которой указываются ссылки на шрифтовые файлы. Шрифты в этом случае поставляются вместе с прочим контентом — текстом, картинками и т.п. — и используются браузером для отображения текста. Разные браузеры работают со шрифтами разных форматов, поэтому сейчас приходится готовить несколько шрифтовых файлов, но постепенно все браузеры переходят на единый формат, называемый WOFF, и все новые версии браузеров будут его поддерживать.

Как продаются Веб-шрифты

Большинство шрифтовых фирм начиная с конца прошлого года стали продавать лицензии на Веб. Появилось много разных вариантов Веб-лицензий и схем продаж, но по сути они разделились на две принципиально отличные схемы.
Первая схема похожа на традиционную систему продаж, только вместо количества компьютеров нужно указывать трафик. Чем выше трафик на сайте, на котором будет использоваться шрифт, тем дороже цена лицензии. Шрифты в виде шрифтовых файлов формата EOT, WOFF, TTF, SVG поставляются покупателю и тот размещает их на своем Веб-сервере вместе с прочими материалами сайта. В качестве примера такой поставки можно скачать Веб-версию шрифта ПТ Сериф. По этой схеме Веб-шрифты продают МайФонтс, ФонтФонт и мы.
По второй схеме покупатель не получает шрифтовые файлы, а получает ссылки на шрифты, которые размещаются на сервере, подконтрольном продавцу. Покупатель вставляет эти ссылки в исходный код своего сайта, и шрифты подгружаются оттуда по мере необходимости. Такую схему используют TypeKit, WebINK, Ascender … и через какое-то время будем использовать и мы. В качестве примера можно воспользоваться шрифтом ПТ Сериф с сервиса Гугла. По нашим представлениям, вторая схема правильнее, поскольку позволяет брать деньги не за декларируемое, а за реальное использование шрифта. Но она технически более сложна в реализации, поскольку требует надежного бесперебойного доступа к шрифтам и работающей биллинговой системы, разрабатывать и внедрять которую долго и дорого.

В настоящее время мы продаем шрифты по первой схеме. Кроме того, по этой же схеме наши Веб-шрифты можно купить на МайФонтс. По второй схеме наши шрифты можно купить у Ascender’а и в самое ближайшее время можно будет купить в TypeKit и WebINK. Однако покупать шрифты у наших дилеров нужно только в случае крайней необходимости. Потому что они готовили шрифты в спешке и получилось не очень аккуратно. Наши правильные Веб-шрифты сейчас есть только у нас и, видимо, будут у ТайпКита. Все остальные просто взяли наши обычные шрифты и механически конвертировали их в Веб-форматы. Как правило, за основу они брали OpenType CFF, а Веб-версии шрифтов в своей основе должны использовать TrueType, и шрифты пришлось конвертировать из формата в формат. В результате экранное качество конвертированных шрифтов получилось ниже, поскольку в них отсутствует ручная хинтовка. Наши правильные шрифты имеют суффикс Web в имени,например, Pragmatica Web, Baltica Web и т.п. (за исключением PT Sans и PT Serif, которые годятся всюду). Они, во-первых, хорошо отхинтованы, во вторых, у них так настроены метрики, что во всех браузерах они будут показываться идентично. В конвертированных шрифтах верстка может разъезжаться.

Лицензии и цены
Текст лицензий можно посмотреть по ссылкам:
- Лицензионный договор (Веб-шрифты)
- Базовая Веб-лицензия
- Дополнительная Веб-лицензия

Как и в прошлом посте про обычные лицензии, первый документ — это полный официальный текст Лицензии конечного пользователя, который, согласно Гражданскому кодексу, называется Лицензионным договором и по форме является «договором присоединения». Т.е., покупая у нас шрифт, покупатель тем самым присоединяется к этому договору и берет на себя обязанность его соблюдать. Этот текст опубликован на сайте в разделе лицензий (точнее, будет опубликован, после того как мы вас выслушаем), а также включен в комплект поставки. В нем перечислено, что можно и чего нельзя делать со шрифтом. Если покупателю хватает тех возможностей, которые предоставляет эта лицензия, то он платит деньги, получает архив со шрифтом — и этого достаточно, чтобы сделка считалась законной. В таком случае Веб-трафик, на который распространяется данная лицензия, определяется платежными документами, каковые надо сохранить на всякий случай.

Если клиент предпочитает получить настоящий бумажный документ с подписью и печатью, в котором конкретно указаны все детали, мы делаем сокращенный персонифицированный вариант Лицензионного договора. В нем указано имя пользователя, доменные имена, перечислены купленные шрифты и приведены основные права пользования. Этот документ мы называем Базовой Веб-лицензией, и она покрывает только минимальный трафик. Пример такой лицензии можно посмотреть по второй ссылке.

Если покупателю недостаточно стандартных условий и минимального трафика в 10 тыс. просмотров в месяц, помимо Базовой Веб-лицензии, выписывается Дополнительная Веб-лицензия. Это третий документ.

Мне кажется, что тексты довольно понятные и их не требуется заранее комментировать. Если появятся вопросы, пишите.

Цены
Стоимость Веб-лицензии привязана к стоимости обычной базовой лицензии и определяется суммарным трафиком на сайтах, на которые покупается шрифт, измеренным в «просмотрах» (pageviews) в месяц. Начальная Веб-лицензия равна по стоимости обычной базовой лицензии на 5 компьютеров.

Просмотры в месяц — коэффициент к цене базовой лицензии
До 10 тыс. — 1
До 100 тыс. — 2 (включает обычную базовую лицензию)
До 1 млн. — 8 (включает обычную базовую лицензию)
До 10 млн. — 16 (включает обычную базовую лицензию)
Свыше 10 млн. — 32 (включает обычную базовую лицензию)

Как видно из таблицы в комплект поставки при покупке на трафик 100 тыс. и выше входит одна базовая лицензия обычной TrueType версии шрифта, чтобы можно было установить шрифт и делать верстку макета страниц в привычных приложениях. Эта версия шрифта совместима по метрикам с Веб-шрифтами и может отличаться от стандартной версии формата TrueType, у которой нет суффикса Web в имени. При покупке начальной Веб-лицензии (до 10 тыс. просмотров) можно приобрести в комплекте обычную базовую лицензию за полцены.
Tags: eula, Веб, лицензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments