Alexandra Korolkova (leksandra) wrote in paratype,
Alexandra Korolkova
leksandra
paratype

Categories:

Реалити-шоу. Шестнадцатая серия: руководство по эксплуатации




Сейчас в очередной раз начнётся самое интересное :)

Но сначала я хотела бы по следам комментариев к прошлой серии сказать пару слов в защиту разных финтифлюшек.

Вот люди пишут: зачем делать эти излишества (большой знаковый состав, большое количество начертаний), которые нужны не больше чем десяти человекам, когда в то же время можно было сделать ещё один шрифт? Я, если честно, в этом вижу такой подтекст: аааа, шрифтов мало, шрифтов не хватает, а вы, горе-шрифтовики, фигнёй тут страдаете!
Шрифтов мало, да. Особенно по сравнению с количеством шрифтов с латиницей и без кириллицы.
Только вот активно используется — сравнительно небольшая часть. Большинство свежих тиражных шрифтов можно охарактеризовать гребенщиковской фразой «я ушёл от закона, но так и не дошёл до любви» — в мелком тексте по «текстовости» до любимых и используемых всеми Свифта и Чартера они не дотягивают, а в крупном (реально крупном) выглядят излишне дубовыми, неконтрастными и разряженными.
Мелкокегельных шрифтов — почти нет.
Крупнокегельных шрифтов (именно тиражных, арт-директора крупных журналов могут многое себе позволить, но это и останется в рамках издания) — почти нет.
Шрифтов, сильно развитых по начертаниям и позволяющих за счёт этого более-менее тонко регулировать насыщенность и ёмкость набора — много ли можно назвать? А, между прочим, Мириад и Гелиос все так любят «потому что много начертаний»...
А шрифтов, опять-таки тиражных, в которых есть ещё какие-то дополнительные типографические возможности (помимо капители и минускульных цифр, хотя их, кстати, тоже довольно мало) — сколько в кириллическом пространстве? Каллиграфических, например, шрифтов, в которых не механическое по одному глифу на знак, а контекстно-зависимые варианты, много ли? А некаллиграфических?
Я каждый день хожу по шрифтовым сайтам (некириллическим, главным образом) и пытаюсь отслеживать тенденции, и вот что мне кажется: нашу шрифтовую культуру надо развивать не только вширь (в смысле увеличения количества шрифтов), но и вглубь, в сторону увеличения возможностей шрифта. А пользователей надо приучать к тому, что в шрифте может быть не только два алфавита и один комплект цифр в начертаниях нормальном-курсивном-полужирном, и использоваться он может не только в диапазоне от 12-го до 36-го кегля.
Типографические возможности надо популяризировать, как мне кажется.
Даже если эти возможности выражаются в том числе в финтифлюшках.


Ну так вот, к самому интересному.
Самое интересное: по аккаунтам тех, кто предзаказал шрифт, разложена бета-версия первого начертания!
И её можно (и нужно) оттуда скачивать и тестировать, потому что пока ещё мы можем вносить в шрифт изменения.
Сразу предупреждаю: кернинга в этом начертании ещё нет (кернинг в процессе, про него будет отдельная серия), и ОТ-фичи написаны ещё не все. Но для начала надо выяснить, насколько удобны и понятны имеющиеся, а для этого и нужна ваша, дорогие читатели, бета-тестерская помощь.


Примеры и картинки работы шрифта я собирала в ИнДизайне, если кто-то сможет показать, как всё это работает (и что из этого работает) в других приложениях — будет здорово.
Инструкция по применению, соответственно, тоже приводится для ИнД.
В некоторых (очень немногих) случаях замены знаков работают не совсем так, как на картинке, не пугайтесь — это идёт отладка...

Итак, начинаем.
Во-первых, в шрифте работает очевидное — минускульные цифры





и капитель, которая вызывается как через меню OpenType, так и с помощью кнопки Small Caps (с помощью кнопки капитель делается из строчных букв, с помощью меню — из любых).





Подстановка альтернативных знаков происходит с помощью вызова стилистических сетов:



Пока их работает девять, но будет больше.
Разные сеты включают разное количество знаков и могут свободно комбинироваться между собой.
Можно выделить два глобальных сета для прописных знаков и капители, два локальных сета для них же и несколько сетов, меняющих один-два знака в строчном наборе (чтобы можно было включить именно те формы и в тех сочетаниях, которые нужны, а не всё разом).

Если двигаться по порядку, то первые два стилистических сета и есть глобальные.
Предположим, что базовый комплект знаков выглядит вот так (собственно, именно так он и выглядит):



Стилистический сет 1 заставляет прописные, капительные и некоторые другие знаки выглядеть более витиевато и старомодно:



Стилистический сет 2 ближе к ар деко и советским табличкам:



Следующие два сета действуют на начальные (третий) и концевые формы некоторых знаков, поэтому в примере буквы отбиты друг от друга пробелами.



Стилистический сет 3 меняет формы треугольных букв на начальные,



а стилистический сет 4 — на конечные.



Оставшиеся пять сетов касаются формы строчных знаков.



Стилистический сет 5 заменяет формы k, ж, к, я на более мягкие и может комбинироваться, например, с сетом 1, применённым к прописным знакам.



Стилистический сет 6 заменяет двухчастную форму буквы а на одночастную (круглую),



а стилистический сет 7 делает то же самое с буквой g, поэтому довольно логично использовать их вместе (хотя я теоретически могу представить ситуацию, в которой вместе они как раз не очень нужны).



Стилистический сет 8 заменяет латинскую l с крючком снизу на «просто палочку» и, в принципе, тоже неплохо сочетается с предыдущими двумя (а все они — со стилистическим сетом 2 в прописных).



И стилистический сет 9 нужен для тех, кому зачем-то понадобятся треугольные Л и л.



Треугольные Д я делать всё-таки не стала...

А теперь — завитушки!
Пока что запрограммирован только самый скромный вариант, предположительно в готовой версии шрифта будут ещё два более кудрявых варианта.
Как несложно догадаться, завитушки вызываются с помощью фичи Swash в меню OpenType.



Поскольку они могут срабатывать по-разному, когда буква находится в начале, конце или середине слова, я набрала все буквы по три раза через пробел, чтобы просмотреть все возможные случаи.



В базовом комплекте знаков своши должны работать вот так:



При включенном стилистическом сете 1 вот так:



При включенном стилистическом сете 2 вот так:



При включенном стилистическом сете 3 вот так:



И при включенном стилистическом сете 4 вот так:



Все те знаки, которые не вызываются (или пока не вызываются) с помощью меню OpenType, доступны с палитры Glyphs.

А вот теперь жду замечаний и наблюдений...
Tags: А.Королькова, гротеск, реалити-шоу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments