Alexandra Korolkova (leksandra) wrote in paratype,
Alexandra Korolkova
leksandra
paratype

Categories:

Реалити-шоу. Семнадцатая серия: это страшное слово — кернинг




Скажу сразу: сегодня же появится последняя серия, но, поскольку меня загрызла совесть, про кернинг я решила всё же написать.
Заодно прошу прощения за долгое молчание; работа в это время не стояла на месте, но вот описывать её руки никак не доходили...

Итак, кернинг.

Как известно, любой, кто хочет произвести впечатление знатока типографики, первым делом выучивает это волшебное слово и начинает смущать всех окружающих замечаниями типа «Ну, кернинг, конечно, так себе...»


Если же говорить серьёзно, то кернинг — это корректировка расстояний между знаками в тех случаях, когда равномерности межбуквенных белых нельзя добиться с помощью грамотно расставленных апрошей.
То есть как бы идеально мы их ни расставили, в слове ГДЕ, если хорошо присмотреться, гарантированно будет дырка между Г и Д, а в слове ТАК — между Т и А. В этих-то случаях и нужен кернинг.

Надо, кстати, сказать, что бывают профессионально спроектированные шрифты и вовсе без кернинга, особенно экранные (например, Georgia — и прекрасно работает). И поддерживают его далеко не все приложения.

Так что, с одной стороны, кернинг кернингом, а чем его меньше, тем лучше (т.е. при расстановке апрошей лучше лишний раз подумать и тем самым избавиться от пары сотен кернинговых пар), но, с другой стороны, в профессионально сделанном шрифте кернинг должен быть, работать и по возможности не заставлять пользователя править (кроме совсем особых случаев) межбуквенные расстояния руками.

К счастью для шрифтовых дизайнеров, кернить все буквы со всеми буквами совершенно нет необходимости. Случаи, требующие корректировки, обычно более-менее очевидны (особенно если смотреть внимательно), да ещё и существует такая замечательная вещь, как классовый кернинг, позволяющая автоматически перенести нужные значения с одного знака на другие, подобные ему по форме.

На следующих двух картинках некоторые ячейки подчёркнуты коротенькой красной линией. Это и есть классообразующие знаки.





Возможно, кто-то спросит: а зачем кернинг точке или дефису?
Но вспомните, что получается, когда, скажем, в прямой речи тире встречается с запятой,— вот так. В таком случае, чтобы не было дырки, кернинг более чем уместен.

А вот так (как на двух картинках ниже) выглядит окно редактирования кернинговых классов: слева длинный список этих самых классов (галочки напротив названия обозначают, касается ли класс левого полуапроша, правого или обоих), справа сверху табличка в картинках и справа снизу список знаков, входящих в класс, в виде текста.





Кернинговые классы можно импортировать из одного шрифтового файла в другой, так что достаточно один раз сделать себе хорошую основу, а потом слегка, в случае необходимости, модифицировать под конкретный шрифт.
Для Цирцеи менять пришлось довольно много, потому что нужно было разместить частично в старых, частично в новых классах альтернативные знаки, и во многих случаях — разбить существовавший двусторонний класс для симметричного знака (типа А или Т) на левый и правый.

Кроме грамотно составленных кернинговых классов, нужны ещё согласованные с ними кернинговые тексты.
Для Circe я брала тексты, оставшиеся от ПТ Санса, и довольно много их подгоняла. В результате в папке «кернинг» появилась вот такая папка со специальными для этого шрифта кернинговыми текстами.



Текст для прописных знаков разбит на три части, потому что он получился очень длинным и ФонтЛаб отказывался с ним корректно работать.
Как видно из названий файлов, тут есть отдельные тексты для кернинга прописных знаков с прописными, прописных со строчными, прописных с капителью, строчных со строчными, пунктуации и исключений из классов.

Я не очень мудрствовала при составлении текстов, так что выглядят они примерно так:



два знака с потенциально корректируемым расстоянием между ними в рамке из знаков с вертикальными штрихами.
Важно в этом тексте то, что пары с одинаковыми значениями идут сразу друг за другом, чтобы не приходилось, например, дойдя до АТ в кириллице, мучительно вспоминать, какое там было значение в латинице.

С помощью специальной кнопки в правой части окна Preview/Metrics текстовые файлы импортируется в ФЛ.



И остаётся только пройтись по ним от начала до конца (если мы имеем дело с ММ-файлом — то два раза, на одной стороне оси и на другой).





Самый последний штрих — исключения из классов, то есть те случаи, когда значение кернинга знаков внутри класса не совпадает с классообразующим.



После всех этих мучений работу дизайнера можно считать уже совсем оконченной, но как раз об этом — в следующей серии)
Tags: А.Королькова, гротеск, реалити-шоу
Subscribe

  • Circe Slab

    Гарнитура: Circe Slab Тип: брусковая антиква Кодировка: Multilingual Формат: OpenType Начертания: 28 начертаний (три линейки по…

  • Six Hands

    Гарнитура: Six Hands Тип: рукописный Начертания: Black, Brush, Chalk, Condensed, Marker, Rough Кодировка: Multilingual Формат: OpenType…

  • Fact

    Гарнитура: Fact Тип: гротеск Начертания: Normal (8 Uprights + 8 Italics); Narrow (8 Uprights); Condensed (8 Uprights); Compressed (8…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments