?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Ladoga. Часть 1

idakuz


Сегодня мы начинаем публиковать историю создания цифровой версии шрифта Ладога, рассказанную ее автором Виктором Хариком. Цифровая версия Ладоги имеет невероятно большую кассу — более 2.5 тысяч знаков! Подготовка такого шрифта, охватывающего четыре письменности: латинскую, кириллическую (включая церковнославянский комплект с титлами), греческую и иврит, имеющего капитель и индексы, альтернативы, расширенный комплект цифр и прочих интересных и полезных вещей, потребовала от Виктора большой исследовательской работы, а от технической группы заметных усилий по реализации возможностей этого шрифта в наборе. Виктор работал над гарнитурой около 10 лет, и вот, наконец, этот титанический труд близок к завершению!
Мы будем публиковать главы этой истории через день, а к моменту завершения публикаций выпустим в свет первую версию шрифта в стандартном знаковом комплекте и заменим ею ту версию, которая сейчас представлена в магазине. Гарнитура будет иметь шесть начертаний: четыре стандартных текстовых и два заголовочных начертания — Regular и Italic.  После этого мы продолжим работу по техническому оформлению фич и рассчитываем в этом деле на помощь тех, кто имеет опыт работы с церковнославянскими текстами и ивритом.
Полную версию шрифта, которая будет называться LadogaPro, мы выпустим через 2-3 месяца. Как у нас повелось в последнее время, выпуск шрифта будет сопровождаться скидочной акцией, и купившие стандартную версию получат возможность купить полную профессиональную версию шрифта также с большой скидкой. Следите за публикациями!

0100LadogaPresentationCor1

В.Харик,
дизайнер шрифта

Ренессанс-антиква и кириллица

Несмотря на то, что история проникновения ренессансных антиквенных форм в кириллицу началась задолго до петровской реформы, ориентированной на голландскую антикву начала XVIII века, опыты по разработке кириллической ренессанс-антиквы (старого, венецианского стиля) всерьёз возобновились только в XX веке. Сначала это были рисованные обложки, титулы для подходящих по содержанию книг, а затем и наборные шрифты. Эта тема подробно освещена в моем докладе для конференции ATypI-2009. А здесь мы только отметим создание в середине ХХ столетия двух замечательных шрифтов — гарнитуры Лазурского (1957-1962, автор Вадим Лазурский) и гарнитуры Ладога (1968, автор Анатолий Щукин) и приведём несколько иллюстраций.

0101_1512RuskoniMaria740102_1518SkorinaPragEkklezi0103_1585GrynIvanovichVilno0104_1591AdelfotisElSlavLvi



0200LadogaPresentation

Щукин и Лазурский

В советских типографиях и гарнитура Лазурского, и Ладога долгое время отсутствовали (на фоне большинства советских гарнитур ренессанс-антиква смотрелась как венецианская маска на первомайской демонстрации), хотя входили в ГОСТ 3489.1—71 «Шрифты типографские», где вместе с Литературной, Заголовочной газетной и Банниковской составляли «группу медиевальных шрифтов». Гарнитуре Лазурского повезло больше. Её автор — известный художник книги, лауреат международных премий, автор воспоминаний «Путь к книге» (М, 1984 г), набранных его гарнитурой, подробно описал процесс создания своего шрифта.
По его прорисям (контурным рисункам) античных надписей Максим Жуков учил студентов в московском Полиграфе (1984–1985). В 1984 Владимир Ефимов подготовил версию для фотонабора, одобренную автором, а в 1990 гарнитура Лазурского была оцифрована и, за неимением альтернатив, просто «заезжена» постсоветской компьютерной полиграфией, что под­твер­дило потребность в кириллических шрифтах венецианского стиля.
В своей книге Вадим Владимирович Лазурский пишет о работе над гарнитурой «…мне был дан из НИИ надёжный кон­суль­тант — один из старейших сотрудников института Анатолий Васильевич Щукин. Мы с ним прекрасно сработались, сразу же почувствовав взаимную симпатию, крепнувшую день ото дня». Владимир Ефимов считал, что совместная работа над ренессанс-антиквой и её последующий успех способствовали тому, что Анатолий Васильевич занялся разработкой Ладоги.
0208_LadCoverИзвестных материалов о Щукине относительно мало — биография шрифтовика, разра­ба­ты­вавшего основные советские гарнитуры, и образцы книжного оформления, опубликованные в издании «Искусство шрифта. Работы московских художников книги. 1959-1974» (М. «Книга», 1977).
Впервые, Щукин опробовал собственный, естественно рукотворный, вариант венецианской антиквы, максимально приближенной к своему прообразу — ширококонечной рукописи на приведенном здесь оформлении к Шарлю де Костеру (1967) .
Удачно, что длинное название книги и контртитул на французском дали повод применить разные регистры и начертания (маюскул, минускул и курсив) в кириллице и латинице. В этом же издании приводятся образцы прямого набора на русском и литовском и несколько увеличенных букв. И это почти всё!


0201_UlenspiegelLat0202_UlenspiegelCyr0203_LadItaShch0204_LadItaCyrL
0205_LadItaCyrNum0206_LadCyrText0207_LadLitText

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Tiffany Chow