idakuz (idakuz) wrote in paratype,
idakuz
idakuz
paratype

Categories:

Ladoga. Часть 3

0400LadogaPresentation


Две Ладоги

Когда работа по оцифровке первичной оригинальной Ладоги и соответствующей латиницы подошла к завершению, Володя Ефимов настоял на том, чтобы к ряду букв были сделаны более привычные в наше время альтернативы. Очарованный Ладогой с юности сам бы я, наверное, не решился на такой подход к наследию Щукина. Но Ефимов относился к любому авторитету критически, с точки зрения логики, целесообразности и своего огромного опыта проектирования текстовых шрифтов. Сейчас я понимаю, что за полвека развития кириллицы со времён создания гарнитуры Лазурского и Ладоги был накоплен некоторый полезный для кириллической ренессанс-антиквы опыт.

В результате некоторые буквы стали иметь три варианта: оригинальный, оригинальный ис­прав­лен­ный и альтернативный современный. И вот, когда работа, казалось, в очередной раз бли­зи­лась к завершению, 14 июня 2007 от Ефимова пришло письмо:

«Дорогой Витя,
Получив от Вас пробу ори­гиналь­но­го ла­дожс­ко­го курсива, я, ес­тест­вен­но, попытался сравнить его с ори­гина­лами ли­нотип­ной Ладоги, которых нет. Но я взял на работе проспект Ладоги, на­печа­тан­ный для ОНШ в 1970 году. Там есть русский прописной и строчной алфавит в прямом и курсивном варианте, а также цифры и минимум знаков пре­пина­ния — в 10 кегле. Я решил его отс­ка­ниро­вать с большим раз­ре­шени­ем для сравнения с тем, что по­лучи­лось в цифровой версии. Что я и сделал дома с раз­ре­шени­ем 1200 точек на дюйм. Эту картинку я в свою очередь посылаю Вам. Конечно, по­лучи­лось страш­но­вато, но кое-что видно.
И тут я понял, к своему ужасу, что же мне до сих пор мешало в нашей прямой Ладоге. Меня все время не оставляло смутное ощущение, что настоящая Ладога немного другая. Это же ощущение возникло у меня и от курсива (однако я нашел оригинал, с которого Вы работали, в книге Ризника, стр. 105, илл. 171, все очень точно). Дело в том, что у нас по­луча­ет­ся совсем не текстовой, а титульный шрифт. Это со­вер­шенно ес­тест­вен­но, потому что щукинские оригиналы Ладоги, которыми Вы поль­зо­вались, были именно ри­сован­ные, шрифтовые ком­по­зиции, как прямое на­чер­та­ние в книге „Искусство шрифта мос­ковс­ких ху­дож­ни­ков книги“, так и курсив в книге Ризника „Письмо и шрифт“. Если сравнить с ли­нотип­ным вариантом, который я ска­ниро­вал с проспекта ОНШ, сразу видна разница, несмотря на ростиск краски и искажение деталей. Текстовый шрифт шире и менее конт­рас­тный, чем титульный (ри­сован­ный). Кроме того, некоторые знаки в нем по рисунку от­ли­ча­ют­ся от ри­сован­ных, например, прес­ло­вутые К, Ж и Я во всех видах, в прямом на­чер­та­нии строчная а, в курсиве строчная з.
Честно говоря, ли­нотип­ные варианты мне гораздо больше нравятся как по рисунку, так и по контрасту и про­пор­ци­ям. Текстовой вариант лишен этих при­под­ня­тых хвостиков и кокетливо изогнутых штрихов, которые уместны, может быть, в титульном шрифте, но бес­по­лез­ны в текстовом. Зато он гораздо сильнее и убе­дитель­нее. Ваш курсив, кстати, гораздо ближе по ощущению к реальному текс­то­вому шрифту, если не считать формы знаков Ж, К, Я, з, и ровнее по цвету.
В общем, ситуация, конечно, ще­кот­ли­вая, но я бы, честно говоря, вернулся бы к прямому на­чер­та­нию Pro и подогнал бы его по про­пор­ци­ям и контрасту к ли­нотип­но­му текс­то­вому шрифту. То есть сделал бы его пошире и менее конт­рас­тным за счет утолщения тонких штрихов и, может быть, засечек. Вариант Origin я бы оставил в качестве ти­туль­но­го, сделав к нему со­от­ветс­тву­ющий курсив (Вы его весьма удачно начали). Таким образом, мы сможем иметь и титульную и текстовую версию Ладоги, как будто мы Адобе или Микрософт. Как Вы от­но­ситесь к подобной перс­пек­ти­ве?
У меня есть также пара вопросов по знакам курсива, но, я думаю, сначала нужно решить дело в принципе.
С приветом, Володя»

0403_GtestКонечно же, я с радостью сог­ла­сил­ся, и к очередной встрече на кон­фе­рен­ции ATypI 2007 в Брайтоне были уже под­го­тов­ле­ны четыре на­чер­та­ния Ладоги: два титульных и два текстовых.
Ряд задач пришлось решать в курсивах — в частности раз­би­рать­ся с ук­ра­инс­кой курсивной ґ для ренессанс-антиквы. Я даже провёл тест-опрос посетителей сообщества ua_typography для выявления пред­почте­ний и на его основе создал основные и аль­тер­на­тив­ные варианты и сделал некоторые обоб­ща­ющие выводы для тех, кто захотел бы ис­поль­зо­вать ре­зуль­та­ты для шрифтов других стилей: «5 и 6 варианты могут быть полезны для кал­лигра­фичес­ких курсивов острого пера, 3 кажется более под­хо­дящим для курсива с большим ко­личест­вом засечек, 4 кажется более под­хо­дящим для шрифтов с ук­ра­инс­ким колоритом и уве­личен­ным ко­личест­вом выносных элементов. Ещё надо отметить вариант пред­ло­жен­ный Андрием Шевченко и с оп­ре­делён­ной поправкой под­держан­ный Олегом Мацуевым — выносное вниз, но с прямым, как например у „р“, окон­ча­ни­ем. Суть ма­цу­евс­кой поправки делать вынос короче — до уровня „ц“ и „щ“. Как мне кажется, и некоторые Андриевы шрифты это де­монс­три­ру­ет, этот вариант может хорошо работать в курсивных гротесках».
0401_DiplayText

Ес­тест­вен­но, были добавлены не­об­хо­димые формы для сербского и ма­кедонс­ко­го курсива.
Ки­рил­ли­чес­кий курсив имеет ещё менее ус­то­яв­ши­еся формы, чем прямое на­чер­та­ние, и в разные времена одни и те же буквы имели разные графемы. Курсив Ладоги 0404_Extraordinaryсодержит аль­тер­на­тивы более древнего рисунка, под­хо­дящие для до­пет­ровс­ких текстов и хорошо со­чета­ющиеся с титлами и сло­вотит­ла­ми; старого рисунка, отоб­ра­жа­ющие состояние курсива примерно 18 века; ори­гиналь­ный вариант Щукина; он же от­коррек­ти­рован­ный; сов­ре­мен­ный.

Некоторые аль­тер­на­тивы, лигатура SS и прописной Эсцет, в его не­об­хо­димос­ти я лично убедился, разг­ля­дывая немецкие вывески) были добавлены к ла­тинс­ко­му алфавиту.
Пытаясь понять, какие буквенные супериоры следует ввести в состав шрифта, я провёл опрос среди членов ATypI (John Hudson, 2007: «I recommend at least a full set of a-z lowercase superior glyphs for typical text typefaces. Apart from use in ordinal abbreviations, superior letters are often used in academic publishing as a secondary system of textual apparatus, e.g. in critical editions in which superior numerals might indicate verse numbers or general footnotes while superior letters might indicate variant readings») и пос­та­рал­ся пос­мотреть побольше образцов ев­ро­пей­ских текстов и надписей разных времён. Пришёл к выводу, что логичней всего иметь в су­пери­орах все основные буквы, что и проделал для западной латиницы и полной кириллицы. Су­пери­ора­ми Ладоги можно при не­об­хо­димос­ти набрать небольшой до­пол­ни­тель­ный текст. Пре­дус­мотре­ны также две под­чёрки­ва­ющие супериоры чёрточки, способные в любом сочетании под­чёрки­вать слово любой длины. Конечно же, ко всем прописным буквам, цифрам, знакам валют, ам­персан­дам пре­дус­мотре­на капитель.
В результате, Ладога содержит про­пор­ци­ональ­ный и табличный наборы обычных цифр (они по замыслу Щукина чуть ниже прописных и поэтому никогда не путаются с буквами), два набора ста­рос­тиль­ных выносных и ещё один комплект ми­нус­куль­ных не выносных, более всего не­об­хо­димых для сочетания с ивритом. Имеется полный набор основных дробей и воз­можность набирать любые дроби, полные комплекты су­пери­оров, ин­фе­ри­оров, но­мина­торов и де­номи­нато­ров, основные ма­тема­тичес­кие знаки.
0402_TextAlt0406_Numbers0405_AltTitlaSuper

Subscribe

  • Circe Slab

    Гарнитура: Circe Slab Тип: брусковая антиква Кодировка: Multilingual Формат: OpenType Начертания: 28 начертаний (три линейки по…

  • Six Hands

    Гарнитура: Six Hands Тип: рукописный Начертания: Black, Brush, Chalk, Condensed, Marker, Rough Кодировка: Multilingual Формат: OpenType…

  • Fact

    Гарнитура: Fact Тип: гротеск Начертания: Normal (8 Uprights + 8 Italics); Narrow (8 Uprights); Condensed (8 Uprights); Compressed (8…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments