idakuz (idakuz) wrote in paratype,
idakuz
idakuz
paratype

Categories:

Ladoga. Часть 5


0700LadogaPresentation

Гречица

Владимир Ефимов, 2 июля 2007: «С другой стороны, мне кажется, что уж если развивать Ладогу по другим пись­мен­ностям, ес­тест­вен­но было бы на­рисо­вать к ней также греческие знаки».

0701_AldGreekОкон­ча­тель­ная до­гово­рён­ность по гречице была дос­тигну­та в том же году на встрече в Брайтоне, и я об­ратился к истокам греческой по­лиг­ра­фии и ренес­санс-антиквы. Истоками оказался Альд, который и из­да­тель­ство своё ор­га­низо­вал в первую очередь для издания греческих рукописей, в большом ко­личест­ве по­пав­ших, вместе со своими хозяевами, в Италию после за­во­ева­ния Византии турками. И именно у Альда греческим прописным был возвращён тот «клас­си­чес­кий» вид, к кото­рому мы привыкли и который потом ко­пиро­вали все ев­ро­пей­ские печатники. 0702_AngelosKonstantinosСтрочные буквы, хотя и от­ли­чались заметно от сов­ре­мен­ных им латинских своей кур­сивностью, ещё не приобрели тот чрезмерно за­лига­турен­ный и ма­локонт­рас­тный вид, по­пуляр­ный в пос­ле­ду­ющие века, и ко­пиро­вали почерка лучших кал­лигра­фов, поль­зо­вав­шихся, очевидно, птичьим пером. Нашёлся и образец такой кал­лигра­фии 15 века.
Сов­ре­мен­ные греческие шрифты уже более чётко на латинский манер разделены на прямые и курсивные, хотя прямые строчные сохраняют ок­руглость курсива.
В ре­зуль­та­те была создана гречица для Ладоги, сти­лизо­ван­ная, как и весь шрифт под широкое перо. Кроме основного состава поли- и мо­ното­ничес­ко­го комплекта были добавлены почти все до­пол­ни­тель­ные ар­ха­ичес­кие знаки, пре­дус­мотрен­ные Юникодом, аль­тер­на­тив­ные написания многих строчных букв и некоторые ус­то­яв­ши­еся лигатуры. Основной моно- и поли- состав отражён в капители, а моно, включая ак­центи­рован­ные — в су­пери­орах. Соз­на­тель­но пока не делался коптский.
Результат был по дос­то­инс­тву оценён ав­то­ритет­ны­ми экс­пер­та­ми и жюри конкурса «Граншан-2012» — третье место в категории греческих текстовых.
0703_GreekFull0704_GreekText0705_GreekSamples


0800LadogaPresentation

Болды

Ис­то­ричес­ки ренессанс-антиквы вариантов жирности не имели, а сами были довольно плотными (вспомним, ренессанс-антиква через готико-антикву заменила го­тичес­кие шрифты, которые не зря по-английски на­зыва­ют­ся black letter. Некоторое время они даже упот­ребля­лись вместе в одной строке). До­пол­ни­тель­ные жирные на­чер­та­ния появились позже — в 19 веке, причём к шрифтам совсем других стилей. Но в наше время изощ­рённой ти­пог­ра­фики гарнитура без болдов даже как-то неп­ри­лич­на. Тем более 20 век уже показал дос­та­точ­но удачных примеров жирных ренессанс-антикв. До­пол­ни­тель­ное значение имеет и то, что в цифровых шрифтах, в отличие от ме­тал­ли­чес­ких, для разных кеглей ис­поль­зу­ет­ся один и тот же контур — наличие на­чер­та­ний разной жирности позволяет оп­ти­маль­ней выполнить набор для разных кеглей.
У ори­гиналь­ных Ладог, ни у ри­сован­ной титульной, ни у ли­нотип­ной текстовой, жирных и по­лужир­ных на­чер­та­ний не было, так что пришлось изоб­ре­тать их самому (Володя ещё успел пос­мотреть и одобрить базовые алфавиты…)
Су­щест­ву­ют разные способы утолщать шрифты (кроме на­рисо­вать по-новой жирное на­чер­та­ние, все они требуют пос­ле­ду­ющей доработки).
Самый простой — рав­но­мер­но уве­личи­вать толщину всех штрихов (простая обводка, рас­тиски­вание — так, похоже, работают имитаторы болда в некоторых верс­таль­но-текстовых прог­раммах, так можно чуть увеличить плотность готового шрифта в гра­фичес­ких ре­дак­то­рах), но этот способ от­но­ситель­но удов­летво­ритель­ный результат даёт только для гротесков (и то, по-хорошему, требует зна­читель­ной кор­ректи­ров­ки в «узких» местах). При­мене­ние этого метода к шрифтам конт­рас­тным выглядит в лучшем случае грубо. Так не­из­вест­ным ста­рате­лем был, например, «оболдован» за­меча­тель­ный шрифт Павла Кузаняна «Декор» (Decor Bold), что на долгое время до сих пор отбило охоту сделать к нему пра­виль­ное по­лужир­ное на­чер­та­ние.
Более гуманный способ — разное изменение толщин по вертикали и го­ризон­та­ли (со­от­ветс­тву­ющая наст­ра­иваемая функция есть в шрифтовых ре­дак­то­рах). Этот способ применим к имеющим контраст шрифтам с вер­ти­каль­ной осью овалов.
Для шрифтов со сложной ори­ен­ти­ров­кой основных штрихов, особенно в случаях, когда надо увеличить плотность только за их счёт, уве­личи­вая конт­рас­тность, можно вручную разд­ви­гать только толстые штрихи в нужном нап­равле­нии на заданную толщину.
0801_ContourВ нашем случае, когда до­мини­ру­ющей фор­мо­об­ра­зу­ющей является логика ши­роко­конеч­но­го пера, наиболее це­лесо­об­разным предс­та­вил­ся способ ши­роко­конеч­ной обводки (Expand, успешно оп­ро­бован­ный мной в своё время на том же Вивальди)0802_SemiBold с по­сле­ду­ющей чисткой, доводкой и кор­ректи­ров­кой.
Вначале был начат умеренно плотный болд на базе пер­во­началь­ной (титульной) оцифровки, но когда появилась текстовая версия, сделать более жирное, заметное и в мелких кеглях на­чер­та­ние, предс­та­вилось более ак­ту­аль­ной задачей. В идеале, конечно, имело бы смысл доделать и выпустить и Semi Bold к ти­туль­но­му на­чер­та­нию.

Tags: В.Ефимов, В.Харик, акцидентный, антиква, текстовый
Subscribe

  • Six Hands

    Гарнитура: Six Hands Тип: рукописный Начертания: Black, Brush, Chalk, Condensed, Marker, Rough Кодировка: Multilingual Формат: OpenType…

  • Wak

    Гарнитура: Wak Тип: акцидентный Начертания: Light, Regular, Medium, Bold, Extra Bold, Black ( pdf) Кодировка: Multilingual Форматы:…

  • Crassula

    Гарнитура: Crassula Тип: акцидентный Начертания: Thin, Light, Regular, Medium, Bold, Black — pdf Кодировка: Multilingual Формат:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments