?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

idakuz



Гарнитура Lazurski очень известна и широко распространена — от изданий по искусству до школьных аттестатов. Наверное, нет человека, близкого к миру графического дизайна, который бы не знал этот шрифт. Созданный в конце 50-х — начале 60-х годов и неоднократно награждавшийся международными премиями, шрифт Лазурского действительно стал классикой советского книжного искусства.

За более чем полувековую жизнь шрифта сменилось несколько технологий создания и использования шрифтов. Первая версия гарнитуры в двух начертаниях была спроектирована для линотипного набора. Гораздо позднее, в 1984 г., на основе оригиналов линотипного шрифта Владимир Ефимов под руководством Вадима Лазурского разработал вариант для фотонабора, добавив при этом два полужирных начертания. Об истории создания шрифта и сотрудничестве с Лазурским Ефимов подробно писал в своей статье «Вадим Лазурский и его шрифт».

Когда появились цифровые технологии и возникла потребность в шрифтах для компьютерного набора, Владимир Ефимов преобразовал фотонаборную версию шрифта в цифровую. Она была реализована в 1990 году с помощью программного комплекса Fontain (Фонтан), базирующегося на формате данных системы Ikarus.

В программе Фонтан контур моделировался с помощью сплайнов, а потом конвертировался в безье-формат. Отрисовывать контуры букв в «Фонтане» было достаточно удобно. Однако по своим технологическим возможностям он был довольно примитивен, особенно в сравнении с нынешними шрифтовыми редакторами, такими как FontLab. Степень визуализации различных процедур и интегрированности их в едином приложении в Фонтане была очень низкой. Алгоритмы конвертации контуров в форматы PostScript и TrueType не отличались совершенством, что при недостаточном технологическом контроле как в рамках Фонтана, так и «на выходе продукции» нередко приводило к искажению контуров в шрифтовых файлах. Этой участи не миновал и Lazurski.

Владимир Ефимов, зная о погрешностях в шрифте, планировал вернуться к работе над Lazurski, усовершенствовать рисунок, исправить искажения контуров и метрик, но не успел. Алексей Домбровский, много сотрудничавший с Ефимовым и разбиравший впоследствии его архив, обратил внимание на несоответствие цифровой и фотонаборной версий. Именно с его лёгкой руки была начата работа над «реставрацией» гарнитуры.

Вот что об этом пишет автор текущей переработки Белла Чаева:
«Ставилась задача исправить контуры шрифта, привести межбуквенные расстояния в соответствие с современными требованиями, расширить знаковый состав. Пришлось вновь обратиться к файлам давно забытого Фонтана и фотонаборным образцам. В процессе работы обнаружилось, что в полужирном курсивном начертании вертикальные штрихи прописных букв сильно отличаются друг от друга по толщине. Естественно, потребовалось унифицировать толщины штрихов полужирного курсива и согласовать их с остальными начертаниями. Здесь можно заметить, что в докомпьютерные времена отношение к форме было несколько иным, чем сейчас. Однотипные штрихи в разных буквах могли быть разной толщины, внимание уделялось равномерности по «цвету» букв в целом.»

В нынешнем проекте шрифт не усовершенствовался радикально, как того хотел Владимир Ефимов. Но, несмотря на достаточно осторожное вмешательство, гарнитура стала качественно лучше и количественно больше. Возможно, в будущем нам предстоит более глубокая задача: создать подлинный ревайвал гарнитуры Лазурского.


letter_Lazurskiletter_Lazurski

Комментарии

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
zarubin
23 янв, 2015 00:18 (UTC)
Разве не вернее было бы проклассифицировать гарнитуру как Garald ?
idakuz
23 янв, 2015 10:33 (UTC)
Спасибо за комментарий.
Действительно, в складском письме ошибка и должно быть:
Классификация по Ефимову: Serif/Old style/Garald
IBM Class/Subclass: Old Style Serifs/Garald

Вот на сайте такой ошибки не случилось:
http://www.paratype.ru/help/class/default.asp?ClassCode=11200


Vlad V. Golovach
23 янв, 2015 10:03 (UTC)
Очень рад, что наконец-то есть нормальная веб-версия.
dmtr40in
23 янв, 2015 23:44 (UTC)
Простите, как понимать:
«Основные цифры – Lining/Tabular – кернены»?
gennadyfridman
26 янв, 2015 15:00 (UTC)
«Основные цифры – Lining/Tabular – кернены»
Да так и понимать, как написано: в этом шрифте основные цифры (линейные, моноширинные) имеют кернинг между собой и со знаками препинания.. И так бывает.
dmtr40in
26 янв, 2015 17:49 (UTC)
Re: «Основные цифры – Lining/Tabular – кернены»
Тогда они уже не моноширинные.
gennadyfridman
26 янв, 2015 18:06 (UTC)
Re: «Основные цифры – Lining/Tabular – кернены»
При включенном кернинге -- да. Но, по метрикам, они моноширинны..
Однако, если к понятию моноширинности добавлять кернинг, то, скажем, не очень-то моноширинны цифры в Arial&Times, где пара one-one почему-то есть всегда. Не знаю, кому могут понадобиться моноширинные цифры в обсуждаемой гарнитуре, но, если понадобятся, то способ их получить есть.
exebiter
28 янв, 2015 05:19 (UTC)
Re: «но, если понадобятся, то способ их получить есть»
Не всегда, например в CorelDraw нет возможности отключить кернинг. Моноширные цифры нужны для визиток при наборе телефонов.

Моноширные цифры кернить бессмысленно, если только со знаками препинания но ни как ни между собой, теряется их суть, на то они и моноширные, для других случаев всегда есть обычный набор с кернингом.

Edited at 2015-01-28 05:36 (UTC)
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Tiffany Chow